Новая стратегия национальной политики России
Быть или не быть коренным народам России?
В Москве состоялось расширенное заседание рабочей группы по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.
Члены рабочей группы по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации были удивлены тем, что в пакете документов, который они получили при регистрации, находился иной, уже переработанный проект Стратегии. Его представил на заседании председатель рабочей группы Вячеслав Михайлов, который выступил с основным докладом. В целом последняя версия Стратегии была приведена в более строгий вид, однако из нее исчезли некоторые положения, спровоцировавшие острую дискуссию, из-за которой заседание продлилось на час больше запланированных 3,5 часов. ФЛНКА изучила проект Стратегии и подготовила 21 предложения и замечания к нему, которые были представлены рабочей группе.
Основным камнем преткновения стало отсутствие в Стратегии понятия коренные народы, которое было в более ранней версии. Данное обстоятельство разделило членов рабочей группы на сторонников и противников внесения данного определения в текст Стратегии. Президент ФЛНКА участвовал в прениях как один из сторонников термина коренные народы. Он акцентировал внимание участников дискуссии на том, что нельзя уравнивать положение народов, которые исторически проживали на территории России и внесли свой вклад в создание и развитие ее государственности с недавними мигрантами как из стран дальнего, так и ближнего зарубежья. А.Керимов привел в пример Европейскую Хартию региональных языков, в которой делается различие между языками региональными языками и языками нацменьшинств, с одной стороны, и языками недавних мигрантских групп. Его выступление было поддержано другим членом президентского совета по межнациональным отношениям Максимом Шевченко, который добавил, что в законодательстве США существует понятие коренное население, под которым подразумевается представители индейских племен, эскимосы и алеуты.
На заседании Президент ФЛНКА поднял три важных вопроса:
1. Руководствоваться в национальной политике принципами равенства справедливости и законности, которые должны объединить все население страны (что особенно актуально на фоне обострившейся кавказофобии и ситуацией, сложившейся вокруг дагестанской свадьбы в Москве, приведшей благодаря тенденциозности СМИ к росту антикавказских настроений в обществе). Обеспечить представительство коренных народов России в исполнительных структурах власти на федеральном уровне.
2. Дать точную формулировку коренных и диаспорных народов. Сформировать перечень коренных народов, опираясь на опыт западных стран.
3. Выделить из понятия российская диаспора, представителей разделенных народов, которые, являются коренным населением на территории своего проживания как в России, так и в сопредельной стране (например, русские в Казахстане и лезгины в Азербайджане). В то же время они подпадают под более широкое понятие – соотечественники за рубежом.
Достижением ФЛНКА в ее работе по признанию разделенных народов и введению этого понятия в законодательное поле России также является включение в раздел «Задачи государственной и национальной политики в сфере международного сотрудничества» проекта Стратегии следующего пункта:
«использовать механизмы приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов».
Окончательный вариант Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации будет приниматься на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. ФЛНКА будет добиваться того, чтобы все ее предложения нашли отражение в этом важном для страны документе.
Амиль Саркаров
Информационно-аналитический центр ФЛНКА