Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Вопросы о родословной Кубинских ханов

Отдельные эпизоды из жизни Гусейн-Али хана

 

 

Фет-Али хан был и остается одним из великих сынов лезгинского народа. Несмотря на то что, он считается потомком маджалисской ветви кайтагских уцмиев, его дед, Гусейн-Али хан с полуторагодовалового возраста вырос и воспитывался в лезгинской среде, и, начиная с него самого весь его род в дальнейшем считали себя лезгинами.

Но и принадлежность его к кайтагским уцмиям вызывает вопросы. Как известно, кайтагскую родословную кубинским ханам приписал никто иной как, Абас-Кули-Ага Бакиханов, отличавшийся, мягко говоря, предвзятым отношением к лезгинам.

Ранее я уже указывал на его неточности в освещении событий первого нападения Надир-шаха на Ахты. В самой Кубе родоначальником ханского семейства считался «Лезги Ахмад». Это отмечено в трудах таких исследователей, как Илья Березин («Путешествие по Дагестану и Закавказью», 1850) и Пётр Услар («Этнография Кавказа. Языкознание. VI. Кюринский язык» Тифлис, 1896. — 639 с.). И что интересно, об этом пишет и сам Бакиханов:

«Примерно в это время между ними произошел раздор, Енги-Кентская линия напала на Маджлис и истребила всю старшую, исключая малолетнего Гусейн-хана, которого спас один из его приближенных по имени Айде-бек и увез к шамхалу. Гусейн-хан по достижению совершеннолетия уехал в Персию, гостил некоторое время в сальянском Рудбаре у тамошнего казия и женился на его дочери. От нее у него родилась дочь, ставшая родоначальницей рудбарских и сальянских султанов. Прибыв в Исфаган, Айде-бек долгое время не мог найти случая представиться шаху и от праздной жизни предался пьянству и распродал все платья и оружье своих нукеров. Здесь молодая девица Зухра-ханум, дочь богатого вельможи из племени Каджар, влюбилась в красивого и, ловкого Гусейн-хана и, несмотря на его расточительность, она доставляла, ему все средства выказывать пышность и ум свой. Он вскоре женился на ней и от этого брака родился сын Ахмед-хан, ставший основателем династии кубинских ханов. Поэтому-то Ага-Мухаммад, шах персидский, называл Шейхали-хана кубинского своим родственником, а мать Фатх-Али-шаха имела частную, родственную переписку с Хадидже-бике, матерью Мирза Мухаммад-хана II бакинского. Через свою жену Гусейн-хан сделался известным не только всем важным лицам Исфахана, но и самому шаху, который, испытав его храбрость и оценив большие способности при его знатном роде, назначил его кубинским и сальянским ханом. Гусейн-хан, вступивший во владение Кубинской провинцией, построил крепость Худат и избрал ее своей резиденцией. Она теперь находится в развалинах, но сад, заложенный Гусейн-ханом по образцу персидскому, существует еще и поныне».

К сожалению, эту точку зрения со ссылкой на Бакиханова повторяет и Гасан Алкадарский. Однако Березин, который в Кубе познакомился с Бакихановым и даже гостил у него, говоря о «Лезги Ахмаде» не упоминает ни о каких уцмийских корнях этого Ахмада.

Вопрос первый: Почему кубинцы считали родоначальником династии ханов Ахмада, если первым ханом Кубинского вилаята был не Ахмад, а Гусейн, который по версии Бакиханова являлся его отцом. 

 

Надгробный памятник Фатали-хана

 

Примечательно, что Бакиханов, который рассказывает о дочери от первого брака Гусейн-хана, излагает стихи, сочиненные персиянкой Зухрой, ничего не говорит о других детях Гусейн хана от второго брака - были ли они у него еще, как сложилась их судьба и т. д.

Дальнейшая история кубинских ханов по Алкадарскому выглядит так:

«…уцмий послал часть войска под начальством Али-Джурука на помощь кубинцам, восставшим по наущению Хаджи-Гайба Алпанскогo, везиря Хаджи Давуда, против своего владетеля Султан Ахмед-хана, сына Ахмед-хана.

В 1123 (1711) г. была взята крепость Худат и Султан Ахмед-хан со своими приближенными был убит мятежниками. Некоторые приверженцы Султан Ахмед-хана спасли малолетнего сына Гусейн-Али-хана и увезли в Акты (с. Ахты на юге Дагестана – прим. ред.)». Акт вполне согласующийся с гуманизмом наших предков, которые не воевали с женщинами, детьми и стариками.

Но далее Алкадарский пишет: «…он с помощью императора Петра I, опять овладел своим наследственным краем, во время похода Надира-шаха он оказал ему важные услуги, за что шах присоединил к его владениям и Сальян, принадлежавший прежде его предшественникам».

В тексте присяги Гусейн-Али хана названы имена его опекунов: «1726-го году октября 20-го дня мы, нижеподписавшиеся Кубинского владения из разных деревень старшие и другие лучшие люди, а именно — ханского сына Хусейн Али-бека надзиратель Афрасияб, старшины Фёрамарз города Касраву-ага — командир, Сархан-бек Кара Курильской, Мухаммет Кули Куралийский, Рустам, Ашур, Али Мескан Зелийский, Будак Ихтабской, Муршит Мегранинский, Баба-хан Крушской, Исмаил Тахжилийской, Аллахверди Тахжилийской, Пири Тахжилийский, Кадым Хазралийский, Агам Аважитглыйской, по своей вере и по шерти еже ее в правду через Коран присягали в том, что Ея императорскому величеству, будучи в подданстве, будем служит верно душею и телому и все свое чистою совестию как надлежит Ея императорского величества природным и верным рабом и противности чинить никакой не будем и ко всей Российской империи будем оказывать в верность и всякое доброжелание и како от страны» - то есть, все они были представители лезгинских вольных обществ (тогда Кюре тоже еще был вольным).

Вопрос второй: Зачем этим авторитетным представителям своих обществ, которые у себя никаких ханов-беков не терпели, нужно было выпрашивать через фельдмаршала Долгорукого для него ханские права, если он был отпрыском маджалисской ветви, прадеду которого Кубинское ханство было подарено персидским шахом, с которыми лезгины на тот период воевали?

В общем, родословная Кубинских ханов ждет своих исследователей.

Бедирхан Эскендеров

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лезгины прошлого - этно- или политоним?

Обновленное древо лезгинских языков

Галопом по Кубинскому ханству…

Затаенные страницы истории

Быть похожим на лезгина

Комментарии (17)
Комментарий #7, дата: 30 декабрь 2013 22:10

названия национальностей придумывали люди которые вели перепись. Как кого куда записывали знала пятка их левой ноги. 

 

ЛЕЗГИЯР= люди земли говорящие с Ярилой (яран сувар) 


Комментарий #6, дата: 25 ноябрь 2013 23:42

Цитата: Расул
Хайдакцы и есть что ни на есть даргинцы и самые настояшие,и не тебе лезгину решать кто мы.

Сплошное пустословие. А чтобы узнать, являются ли кайтагцы "самыми настоящими даргинцами" или не являются, нужно просто спросить об этом у настоящих даргинцев - акушинцев, левашинцев, сергокалинцев. Спросите их и попросите ответить честно и вы убедитесь, что для даргинцев кайтагцы являются даргинцами с большой натяжкой в лучшем случае. А что касается языка, то любой даргинец вам подтвердит, что почти ничего не понимает, когда говорят по-кайтагски. И нечего тут болтологией заниматься.


Комментарий #5, дата: 24 ноябрь 2013 19:41

Хайдакцы и есть что ни на есть даргинцы и самые настояшие,и не тебе лезгину решать кто мы

 

Комментарий отредактирован Администрацией.


Комментарий #4, дата: 22 ноябрь 2013 14:49

Цитата: Zaman
Установить национальность уцмиев дело нелегкое и наверное невозможное. Кем они были- кайтаги (которые так и не стали даргинцами до сих пор), арабы, кумыки, лезгины, персы? На каком языке общались с местными?

Они говорили на тюркском, и кайтагцами никогда не были.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1720-1740/Gerber_Johann_Gus

tav/text2.htm

"Свой особливой хайтацкой язык; сей язык некоторое сходство имеет с кумыцким языком; только усмей сам, также и знатнейшия люди из хайтаков и карахайтаков употребляют турецкой с татарским помешанной язык".

 

Ну и лезгинскость их под большим вопросом. По происхождению они, вероятно, арабы.


Комментарий #3, дата: 22 ноябрь 2013 14:15

Установить национальность уцмиев дело нелегкое и наверное невозможное. Кем они были- кайтаги (которые так и не стали даргинцами до сих пор), арабы, кумыки, лезгины, персы? На каком языке общались с местными?


Комментарий #2, дата: 21 ноябрь 2013 10:51

Цитата: Антисасанид
Вы забыли, Бедирхан, что род кайтагских уцмиев идет от Эмирчупана, переселившегося в Маджалис из села Маза нынешнего Ахтынского района.

Боже мой! куда ни кинь, везде лезгин! А как искажают нашу историю, и кому это выгодно?


Комментарий #1, дата: 20 ноябрь 2013 20:14

Вы забыли, Бедирхан, что род кайтагских уцмиев идет от Эмирчупана, переселившегося в Маджалис из села Маза нынешнего Ахтынского района.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия