Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тюрки-кочевники Кавказа

Тип скотоводства как свидетельство исторического прошлого


 

Вопросы историко-культурного наследия того или иного региона как правило весьма политизированы. Кавказ в этом отношении является типичным случаем. В предыдущих статьях мы разобрали некоторые особенности исторического прошлого Восточного Кавказа. Особенно примечательна статья «Лезгины-строители», в которой было показано, какие народы являлись носителями строительных традиций северной части нынешней Азербайджанской Республики. В данной статье мы проанализируем некоторые аспекты системы жизнеобеспечения, которые позволят разобраться в хозяйственно-культурном типе тюркоязычного населения Восточного Закавказья, кардинально отличающие их от коренного населения данного региона.

 

Кибитка каракеча, Шемахинская степь, тюрки-кочевники

В работе Вениамина Кобычева «Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в.», которую мы ранее рассматривали, жилище азербайджанцев (т.е. азери-тюрок) было представлено в двух разделах: «жилище оседлых азербайджанцев», которое копировало жилища местных народов той или иной зоны, и «жилище азербайджанцев-кочевников».

Кобычев пишет: «значительная часть азербайджанцев в XIX в.вела кочевой или полукочевой образ жизни». По некоторым свидетельствам в Закавказье в то время насчитывалось около 200 тысяч кочевников. Именно они представляли собой потомков тюрок – огузов и, частично, кыпчаков, вторгшихся на Кавказ в 11 веке и принесших совершенно иной уклад жизни на эту территорию.

Жилищем кочевникам на яйлагах (летних пастбищах) служила войлочная кибитка, имевшая шесть разновидностей. Полукочевники имели постоянные зимовники, представлявшие собой камышовые или саманные однокомнатные строения. Кочевники зимовали обычно в землянках-казма.

Традиционное лезгинское жилище. Сел.Камарван, Кабалинский район

Специализированное исследование Анатолия Ямскова «Отгонно-пастбищное скотоводство. Опыт этноэкологического и типологического исследования (на примере хозяйства народов Кавказа в конце ХІХ – начала ХХ в.)» подтверждает данные факты и вносит ясность в этот вопрос:

«Нельзя согласиться с имеющим некоторое распространение мнением, что будто бы среди азербайджанцев в конце ХІХ в. не было кочевников и что якобы на рубеже ХІХ-ХХ в. азербайджанцы, использовавшие летние горные пастбища, практиковали только «отгонное» скотоводство, существенно не отличаясь в этом плане от соседних народов – армян, грузин, горцев Северного Кавказа. Напротив многочисленные литературные и наши полевые материалы убедительно показывают: для значительной части азербайджанцев была характерна неоседлая модель адаптации. На летние горные пастбища со скотом переселялись полные семьи скотовладельцев, жившие там в переносных войлочных алачугах (аналогах юрты). Мужчины в течение лета один-два раза спускались вниз к зимним поселениям для полевых работ, сбора урожая и сенокоса. Посевы и жилища (землянки и полуземлянки, реже наземные дома) охраняли сторожа.

Переселение на сезонные пастбища семьями, преобладание скотоводства в хозяйстве, типы сезонно используемых жилищ, – все это позволяет определить образ жизни таких групп как полукочевой, а скотоводство – как номадное. Следовательно, их образ жизни и формы скотоводства резко отличались от таковых оседлых народов Кавказа, практиковавших подвижное скотоводство… Небольшая часть азербайджанцев проживала в переносных жилищах (алачугах) не только на горных летних, но и на зимних равнинных пастбищах и, более того, иногда в течение зимы также совершала по нескольку перекочевок: образ жизни таких групп следует признать кочевым».

Развитая земледельческая цивилизация, довольно рано сложившаяся на территории Восточного Кавказа, сохранила свою устойчивость в тех районах, в которые смогло сохраниться местное население. Это были в основном гористые участки. Более доступные равнинные территории оказались заняты кочевым населением, которое появилось здесь в результате переселения огузских племен, утвердившись после вторжения в регион татаро-монгольских войск и создания государства Хулагидов. Древняя ирригационная система, описанная еще Страбоном, следы которой сохранились до сих пор, была разрушена. А окультуренные земли превратились в пастбища.

В отличие от тюрок-кочевников лезгины и другие автохтонные народы жили оседло в постоянных жилищах, скотоводство носило отгонный характер, а земледелие было развитым и трудоемким, исключавшим кочевой образ жизни.

Тюркоязычие на Кавказе было принесено кочевниками, которые постепенно воспринимали хозяйственно-культурные традиции местных народов, но по большей части жили обособленно, сохранив свои кочевые традиции. Более сложные достижения местных народов, такие как строительные технологии, усваивались ими слабо.

Поэтому утверждения об особой культрегерской роли тюрок-азери в среде местных народов: лезгин, талышей и других являются продуктом политического заказа советского времени, под который подгонялись многие научные работы. Серьезные исследования опровергают подобное мифотворчество, свидетельствуя о том, что именно тюрки меняли свой традиционный уклад, усваивая достижения местных народов.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Лезгины-строители

Национальные меньшинства станут активнее в инициативах «Восточного партнерства»

США хочет объединить то, что никогда не было единым

Россия не омрачила III съезд азербайджанцев мира пограничным скандалом

Комментарии (85)
Комментарий #55, дата: 18 март 2014 21:43

Цитата: uniqAZE
Автономии на территории Азербайджана имеют историко-политические обоснования. При разделе спорных территорий между империями достигался компромисс путем предоставления им автономий. НАР и НКАО - пример этому. 

 

Давай предположим что это так, почему данные образования не упразднили после обретения независимости азеробаджана, или же курд алиев решил землякам своим земли подарить. (Мы считаем, что предоставлением больших полномочий муниципалитетам можно покрыть большинство проблем касающихся коммунального, культурного и образовательного характера), вот твой ответ на вопрос автономи для лезгин, но почему вы все это покрыли нахчиванцам, да еще в предачу им автономию предоставили, а лезгинам и того и другого не предоставляете.

 

Лезгины тоже за весь советский период слали письма во все инстанции о воссоединении народа в одну республику или автномию, и такое образование как Лезгистан имело место, так почему остались после независимости азеробаджана эти автономии, а лезгины так своей автономии и не получили.


Комментарий #54, дата: 18 март 2014 20:56

Цитата: uniqAZE
Цитата: Багаудин
Значит, азер-цам можно иметь целое государство, а лезгинам нельзя даже автономию. Возникает вопрос - ПО-ЧЕ-МУ вам можно, а нам нет?
 

Что именно нам можно, а вам нет? Государство изначально моноэтническим не бывает, оно становится таким путем ассимиляции (естественной и искусственной) или остается полиэтничным. Азербайджан - это не государство тюрков, а государство всех азербайджанцев. Этнический ареал проживания народов очень редко совпадает с государственными границами, но это не значит что надо обособляться и игнорировать нужды отдельных народов. В правовых и демократических государствах численное доминирование одного этноса над другим не оказывает никакого негативного влияния на этносы с меньшей численностью. У всех одинаковые права и все участвуют в построении общества в равной степени. 

 

Видимо вы турки выбрали как норму второй вариант ассимиляции. Вот именно что в демократических, таковым азербаджан не является. Видимо вас таких где то набирают, тебе здесь все пишут что нет свобод в азербаджане у лезгин как у народа, но ты во всех сообщениях пытаешся убедить всех в обратном, ты болеешь чем то чтоли. Тебе задали здесь вопрос почему есть атономия нахичевань и ваш так называемы призедент обещал автономию жителям карабаха если они останутся в составе азеробаджана, а лезгинам почему не положено, ответь на него хоть unitАз?


Комментарий #53, дата: 18 март 2014 19:21

Автономии на территории Азербайджана имеют историко-политические обоснования. При разделе спорных территорий между империями достигался компромисс путем предоставления им автономий. НАР и НКАО - пример этому. 


Комментарий #52, дата: 18 март 2014 18:25

Цитата: uniqAZE
Цитата: Багаудин
Значит, азер-цам можно иметь целое государство, а лезгинам нельзя даже автономию. Возникает вопрос - ПО-ЧЕ-МУ вам можно, а нам нет?
 



Что именно нам можно, а вам нет? Государство изначально моноэтническим не бывает, оно становится таким путем ассимиляции (естественной и искусственной) или остается полиэтничным. Азербайджан - это не государство тюрков, а государство всех азербайджанцев. Этнический ареал проживания народов очень редко совпадает с государственными границами, но это не значит что надо обособляться и игнорировать нужды отдельных народов. В правовых и демократических государствах численное доминирование одного этноса над другим не оказывает никакого негативного влияния на этносы с меньшей численностью. У всех одинаковые права и все участвуют в построении общества в равной степени. 

Цитата: uniqAZE
Цитата: Багаудин
Значит, азер-цам можно иметь целое государство, а лезгинам нельзя даже автономию. Возникает вопрос - ПО-ЧЕ-МУ вам можно, а нам нет?
 



Что именно нам можно, а вам нет? Государство изначально моноэтническим не бывает, оно становится таким путем ассимиляции (естественной и искусственной) или остается полиэтничным. Азербайджан - это не государство тюрков, а государство всех азербайджанцев. Этнический ареал проживания народов очень редко совпадает с государственными границами, но это не значит что надо обособляться и игнорировать нужды отдельных народов. В правовых и демократических государствах численное доминирование одного этноса над другим не оказывает никакого негативного влияния на этносы с меньшей численностью. У всех одинаковые права и все участвуют в построении общества в равной степени. 
 

    

  У(М)нику лучше было просто написать давно известную фразу : " В огороде - бузина, а в Киеве дядька ", чем строчить текст ("ответ" winked ) с той же логической цепочкой ........... НЭО аз.демократы Вы наши  wink


Комментарий #51, дата: 18 март 2014 17:25

Цитата: Багаудин
Значит, азер-цам можно иметь целое государство, а лезгинам нельзя даже автономию. Возникает вопрос - ПО-ЧЕ-МУ вам можно, а нам нет?
 


Что именно нам можно, а вам нет? Государство изначально моноэтническим не бывает, оно становится таким путем ассимиляции (естественной и искусственной) или остается полиэтничным. Азербайджан - это не государство тюрков, а государство всех азербайджанцев. Этнический ареал проживания народов очень редко совпадает с государственными границами, но это не значит что надо обособляться и игнорировать нужды отдельных народов. В правовых и демократических государствах численное доминирование одного этноса над другим не оказывает никакого негативного влияния на этносы с меньшей численностью. У всех одинаковые права и все участвуют в построении общества в равной степени. 


Комментарий #50, дата: 18 март 2014 16:24

Цитата: Багаудин
Цитата: uniqAZE
1. Нет. Территориальная автономия не предусматривается.
Значит, азер-цам можно иметь целое государство, а лезгинам нельзя даже автономию. Возникает вопрос - ПО-ЧЕ-МУ вам можно, а нам нет?
uniqAZE, куда вы пропали? Я вам задал вполне невинный вопрос. Будьте добры, ответьте. Не можете?))

 


Комментарий #49, дата: 17 март 2014 21:23

Цитата: Tahar
Цитата: uniqAZE
 Ответы: 1. Нет. Территориальная автономия не предусматривается. Мы

Что это, если не надувательство и двойные стандарты? Выходит, аз-цам Нахичевани и армянам Карабаха автономия положена, а лезгинам - второму по численности народу АР - нет?! С вами все ясно.

 

Справка для информации: в Нохча-ваннской (Нахичеванской) автономной республике живут не "азербайджанцы", а, в основном, курды (персоязычный народ), а также смешанные курдо-армянские семьи. Ну, а официально, все они "азербайджанцы".

 

И ещё, удивительный факт: ни одна "политическая сила" в "Азербайджане" даже к рассмотрению не готовы принимать вопрос о восстановлении Лезгинской государственности в АР, путём предоставления автономии (на исконно Лезгинских землях), ошибочно, но уверенно, "предполагая" этот шаг как угрозу будущей   целостности АР.

Рано или поздно, власти поймут, что, именно, предоставив коренному Лезгинскому народу в АР автономию, можно, наконец-таки, плучив доверие 3-х миллионого Лезгинского народа, предоставив Лезгинам официальные властные нормы как на уровне муниципалитетов, так и на уровне республики, сняв, частично открытую, но, в основном, скрытую, национальную напряженность в республике, АЗЕРБАЙДЖАН СМОЖЕТ ШИРОКО ШАГАТЬ. Правильность такой концепции поняли даже власти Турции, которые фактически уже объявили о широкой автономии курдам на юго-востоке Турции.

Так что,  тщательное изучение данного вопроса, в т.ч., и с подключением соответствующих специалистов по совершенствованию  внутриполитического устройства АР, должен стать для всех политических сил АР одним из приоритетных в сохранении и развитии АР.

Мы искренно желаем Вам, всем народам АР, только процветания. 

 

 


Комментарий #48, дата: 17 март 2014 19:10

Цитата: uniqAZE
1. Нет. Территориальная автономия не предусматривается.
Значит, азер-цам можно иметь целое государство, а лезгинам нельзя даже автономию. Возникает вопрос - ПО-ЧЕ-МУ вам можно, а нам нет?

 


Комментарий #47, дата: 17 март 2014 17:11

Цитата: uniqAZE
 Ответы: 1. Нет. Территориальная автономия не предусматривается. Мы

Что это, если не надувательство и двойные стандарты? Выходит, аз-цам Нахичевани и армянам Карабаха автономия положена, а лезгинам - второму по численности народу АР - нет?! С вами все ясно.


Комментарий #46, дата: 16 март 2014 17:00

Цитата: Tahar

Понятно. Т.е. Вы представляете пантюркистов типа "Мусавата", взявших на вооружение демократическую риторику с целью понравиться Америке и Евросоюзу. И Вы хотите нас уверить в том, что в случае прихода к власти, нацисты из "демократической оппозиции" озаботятся проблемами нацменьшинств?! Тогда у меня простые вопросы к вам и вашим единомышленникам: 1) признаёте ли вы право лезгинского народа на территориальную автономию в рамках АР с соответствующим представительством в органах власти? 2) признаёте ли вы за лезгинским языком право на придание ему статуса регионального (в местах компактного проживания  лезгин); 3) будет ли предоставлено лезгинам право на свободное национально-культурное развитие, включая образование на родном языке? 4) Где гарантии того, что в случае прихода к власти "демократы" будут реально учитывать интересы нацменьшинств? Просьба ответить отдельно на все вопросы. Спасибо.

 

Мусават не главная сила, да и нацистами их называть я бы не стал. Ответы: 1. Нет. Территориальная автономия не предусматривается. Мы считаем, что предоставлением больших полномочий муниципалитетам можно покрыть большинство проблем касающихся коммунального, культурного и образовательного характера. Муниципалитеты должны избираться. В лезгинских селах сами лезгины будут решать сколько нужно учебников по лезгинскому, как и где проводить культурные мероприятия и куда нужно строить дороги.. и т.д. Кроме того из каждого района только местные будут представляться во всех органах власти и в Милли Меджлисе. 2. Конечно признаем. 3. Тоже не проблема. Образование на родном языке или глубокое изучение лезгинского? Если первое, то это будет ударом по лезгинам, ибо качество образование резко снизится. Думаю никто этого не хочет. 4. Гарантий нет, но по другому не возможно. Само понятие правовое и демократическое государство подразумевает это. Все вопросы открыты, на все темы можно дискутировать.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия