Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тюрки-кочевники Кавказа

Тип скотоводства как свидетельство исторического прошлого


 

Вопросы историко-культурного наследия того или иного региона как правило весьма политизированы. Кавказ в этом отношении является типичным случаем. В предыдущих статьях мы разобрали некоторые особенности исторического прошлого Восточного Кавказа. Особенно примечательна статья «Лезгины-строители», в которой было показано, какие народы являлись носителями строительных традиций северной части нынешней Азербайджанской Республики. В данной статье мы проанализируем некоторые аспекты системы жизнеобеспечения, которые позволят разобраться в хозяйственно-культурном типе тюркоязычного населения Восточного Закавказья, кардинально отличающие их от коренного населения данного региона.

 

Кибитка каракеча, Шемахинская степь, тюрки-кочевники

В работе Вениамина Кобычева «Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в.», которую мы ранее рассматривали, жилище азербайджанцев (т.е. азери-тюрок) было представлено в двух разделах: «жилище оседлых азербайджанцев», которое копировало жилища местных народов той или иной зоны, и «жилище азербайджанцев-кочевников».

Кобычев пишет: «значительная часть азербайджанцев в XIX в.вела кочевой или полукочевой образ жизни». По некоторым свидетельствам в Закавказье в то время насчитывалось около 200 тысяч кочевников. Именно они представляли собой потомков тюрок – огузов и, частично, кыпчаков, вторгшихся на Кавказ в 11 веке и принесших совершенно иной уклад жизни на эту территорию.

Жилищем кочевникам на яйлагах (летних пастбищах) служила войлочная кибитка, имевшая шесть разновидностей. Полукочевники имели постоянные зимовники, представлявшие собой камышовые или саманные однокомнатные строения. Кочевники зимовали обычно в землянках-казма.

Традиционное лезгинское жилище. Сел.Камарван, Кабалинский район

Специализированное исследование Анатолия Ямскова «Отгонно-пастбищное скотоводство. Опыт этноэкологического и типологического исследования (на примере хозяйства народов Кавказа в конце ХІХ – начала ХХ в.)» подтверждает данные факты и вносит ясность в этот вопрос:

«Нельзя согласиться с имеющим некоторое распространение мнением, что будто бы среди азербайджанцев в конце ХІХ в. не было кочевников и что якобы на рубеже ХІХ-ХХ в. азербайджанцы, использовавшие летние горные пастбища, практиковали только «отгонное» скотоводство, существенно не отличаясь в этом плане от соседних народов – армян, грузин, горцев Северного Кавказа. Напротив многочисленные литературные и наши полевые материалы убедительно показывают: для значительной части азербайджанцев была характерна неоседлая модель адаптации. На летние горные пастбища со скотом переселялись полные семьи скотовладельцев, жившие там в переносных войлочных алачугах (аналогах юрты). Мужчины в течение лета один-два раза спускались вниз к зимним поселениям для полевых работ, сбора урожая и сенокоса. Посевы и жилища (землянки и полуземлянки, реже наземные дома) охраняли сторожа.

Переселение на сезонные пастбища семьями, преобладание скотоводства в хозяйстве, типы сезонно используемых жилищ, – все это позволяет определить образ жизни таких групп как полукочевой, а скотоводство – как номадное. Следовательно, их образ жизни и формы скотоводства резко отличались от таковых оседлых народов Кавказа, практиковавших подвижное скотоводство… Небольшая часть азербайджанцев проживала в переносных жилищах (алачугах) не только на горных летних, но и на зимних равнинных пастбищах и, более того, иногда в течение зимы также совершала по нескольку перекочевок: образ жизни таких групп следует признать кочевым».

Развитая земледельческая цивилизация, довольно рано сложившаяся на территории Восточного Кавказа, сохранила свою устойчивость в тех районах, в которые смогло сохраниться местное население. Это были в основном гористые участки. Более доступные равнинные территории оказались заняты кочевым населением, которое появилось здесь в результате переселения огузских племен, утвердившись после вторжения в регион татаро-монгольских войск и создания государства Хулагидов. Древняя ирригационная система, описанная еще Страбоном, следы которой сохранились до сих пор, была разрушена. А окультуренные земли превратились в пастбища.

В отличие от тюрок-кочевников лезгины и другие автохтонные народы жили оседло в постоянных жилищах, скотоводство носило отгонный характер, а земледелие было развитым и трудоемким, исключавшим кочевой образ жизни.

Тюркоязычие на Кавказе было принесено кочевниками, которые постепенно воспринимали хозяйственно-культурные традиции местных народов, но по большей части жили обособленно, сохранив свои кочевые традиции. Более сложные достижения местных народов, такие как строительные технологии, усваивались ими слабо.

Поэтому утверждения об особой культрегерской роли тюрок-азери в среде местных народов: лезгин, талышей и других являются продуктом политического заказа советского времени, под который подгонялись многие научные работы. Серьезные исследования опровергают подобное мифотворчество, свидетельствуя о том, что именно тюрки меняли свой традиционный уклад, усваивая достижения местных народов.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Лезгины-строители

Национальные меньшинства станут активнее в инициативах «Восточного партнерства»

США хочет объединить то, что никогда не было единым

Россия не омрачила III съезд азербайджанцев мира пограничным скандалом

Комментарии (85)
Комментарий #15, дата: 11 март 2014 18:21

Цитата: uniqAZE
Заман, ассоциировать современных азербайджанцев с юртами и образом жизни описанной в статье просто смешно.

 А что в этом смешного? Или по вашему, предки современных бакинцев вот уже несколько веков живут в многоэтажках?  Ну давайте не будет рассуждать категориями "Этого не может быть, потому что не может быть". Не зря Монтескье говорил "История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся". То есть написать и обосновать имея собственную Академию наук можно много чего и об этом мы еще поговорим.  О том, какой этногенез был у аз-ев и конкретно о каких начных кругах  вы упоминали мы еще успеем поговорить. Но есть вещи, которые труднее запрятать. Одно из них,как раз музыкальная культура народа.  А теперь хотелось бы услышать  вашу версию о причинах большей схожести "азербайджанской" музыки и музыкальных инструментов с музыкой кочевых народов? Для затравки, отправляю Вас еще севернее к туркоязычным якутам, у которых тоже имеется бубен, как у певцов мугама в Аз-не и ритуальный танец их шаманов звучит как "ойуны". Неправда ли знакомое слово "ойун", который на современном аз-ом языке означает "танец" ? https://www.youtube.com/watch?v=kueAKc2SUmM

 


Комментарий #14, дата: 11 март 2014 18:18

uniqAZE, зря Вы тут ввязались в заведомо проигрышную для Вас дискуссию. Неужели Вы не понимаете, что своей, с позволения сказать, "аргументацией"-тарабарщиной Вы выступаете в роли очередного посмешища для лезгинской аудитории? Прежде чем ввязываться в дискуссию, надо быть к ней готовым. Простите, но Вы - не готовы. Вы, как и подавляющее большинство Ваших соплеменников, пропитаны наспех сварганенной мифологией - продуктом "творчества" ваших "ученых"-мифотворцев. Поймите наконец, что неуклюжие попытки подвести некую базу под утверждения об оседлости народа, до сих пор толком не имеющего даже общего самоназвания, выдают с головой ваши комплексы неполноценности. Эти комплексы просто прут из всех щелей. Рано или поздно, но вам придется взглянуть правде в глаза и вы поймете, что та пантюркистская бормотуха, коей напоили вас доморощенные "ученые", не имеет ничего общего с действительностью.  

 

 


Комментарий #13, дата: 11 март 2014 16:50

Что касается статьи, то не трудно проверить содержание. Поездите по Губа-Гусар-Хачмаз-Шабран-Хызы-Шамахи-Исмаиллы-Гебеле-Огуз.. сравните дома азери-тюрков и нетюрков. Тюркские дома и сады отличаются лучшим качеством и размерами. Типичные лезгинские дома для тюрков не могут быть жилыми. Сорри, но это так. 


Комментарий #12, дата: 11 март 2014 16:18

Заман, ассоциировать современных азербайджанцев с юртами и образом жизни описанной в статье просто смешно. На Кавказе не встретишь народа, который был бы столь привязан к земле как азери. Мы - земледельцы и торговцы. Не даром нас ассоциируют торговцами именно фруктов и овощей, а этот склад бытия никак не вписывается с кочевой жизнью. Тем не менее существуют азербайджанские суб-этносы, как например Афшары, который до сих пор ведут полукочевую жизнь. Это не противоречит тому что я написал ранее, а наоборот подтверждает то, что наш народ очень разнообразен, но костяк всеж составляет местные оседлые этносы, в том числе и тюрки. Относить всех тюрков к кочевникам не верно, это уже поняли и вроде не мусолят в научных кругах. Остались лишь тюркофобы не особо дружащие с головой. 


Комментарий #11, дата: 11 март 2014 14:28

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Сейчас, независимый Азербайджан, не жалеет сил и средств, чтобы мугам ассоциировался только лишь с  Азербайджаном. Но, ведь известно, что "мугам" произошла от арабского музыкального термина "макам". Во вторых, тот же самый "мугам" распространен не только у соседей китайцев- уйгуров https://www.youtube.com/watch?v=juJYEb_xRBM , но даже у пакистанцев https://www.youtube.com/watch?v=wK2d2N1NJ8k . А теперь посмотрите и послушайте этих китайских исполнителей https://www.youtube.com/watch?v=-HAA3Kh7M1M и сравните с азербайджанскими 

https://www.youtube.com/watch?v=WGBBz7BzWEQ . Обратите внимание, на инструменты у китайцев, особенно на струнный инструмент, который фактически повторяет  "аз-ий народный инструмент "кеманчу" https://www.youtube.com/watch?v=axJdggNxN8Y . То же самое с бубеном  как у уйгуров https://www.youtube.com/watch?v=juJYEb_xRBM . Есть еще совпадения в струнных инструментах. Тот же саз и "тар" повторяют "дутар". А азербайджанский народный инструмент "уд", это копия арабского "оути" https://www.youtube.com/watch?v=SIidXctKuRc&list=PL0D2B40B06AFEB8F9
Особо ранимых просьба не обижаться, а просто лучше учить матчасть, когда обвиняют других в ограниченности. И еще надеюсь, Иера как нибудь напишет статью по вышеперечисленному....

Комментарий #10, дата: 11 март 2014 14:27
Азербайджанцам-тюркам незачем обижаться, когда говорят, что их корни восходят к кочевникам с Алтая и Китая. Современные аз-цы, которые живут на территории современного Аз-на это продукт слияния и ассимиляции многих народов- арабов, курдов, талышей, туркменов, татов, лезгин, индусов (в т.ч. пакистанцев), персов, многих кочевых племен (падары, огузы, терекеминцы и т.д.) и др., которые в определенный период перешли на азербайджанский (тюрко-персидский) язык общения. Причем каждый из этих народов "внес" свой вклад в формировании новой народности. Этот вклад не всегда был добровольным (вспомните споры Аз-на и Ирана по поводу местной разновидности "поло"-човган и т.д.). Но все-таки этот процесс все еще продолжается. Не буду вдаваться в исторические аспекты, я лишь остановлюсь на факторах культурного характера, которые обычно упускается из виду. Ну к примеру, азербайджанская музыка. 
 

Комментарий #9, дата: 10 март 2014 20:22
Комментарий #8, дата: 10 март 2014 19:20

"...  Писать, что азербайджанцы- кочевники, живут в юртах, в грязи и не имеют хозяйства, а лезгины- красавцы, имеют большие дома с огромным хозяйством ... "

 

        Читая статью, не нашел всего этого... Разве  эти  сопли не похожи на те самые плоды - КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ , которые  тщетно пытается приписать нам - ПОТОМКАМ АЛПАНИИ!?

       Что за маниакальная болезнь - всё лучшее у соседей приписывать СЕБЕ, а всё худшее в себе - приписать  соседям???! 

   


Комментарий #7, дата: 10 март 2014 19:03

Муграгъжув, азербайджанцы не однородный народ, как и любой другой. Кроме того, мы молодой народ, как и многое другие, но это не значит, что мы не имеем право существовать. У нас много пересечений в культуре, в быту с соседними народами, но это везде имеет место быть. Наоборот - это хорошо, ибо объединяет соседей. Касательно тюрков, то можно взглянуть на генетические исследования и сравнить днк азербайджанцев и других тюркских и не-тюркских народов. Одно ясно- мы, хоть и разные, но на 90% автохтонное население этого региона, это подтверждается как генетически, так и антропологически. 


Комментарий #6, дата: 10 март 2014 18:46

Мы знаем, как они выглядят сейчас и почему они стали так выглядеть - потому что пришлые кочевники, принесшие тюркский язык, переняли местную культуру. Если можете доказать обратное, а не бросаться словами типа "бездарная", давайте. Вот я прочитал статью, там есть отрывки из исследований, есть анализ. А Вы что говорите? Только Ваша личная оценка. Историческая справедливость - это признание объективных фактов. Если Ваш комплекс не позволяет их признать, это Ваша личная проблема.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия