Круглый стол 2006 года - Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЛЕЗГИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ
Председателю Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей ТРОФИМОВУ Е.Н.
Председателю Комитета Государственной Думы РФ по международным делам КОСАЧЕВУ К. И.
Председателю Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками КОКОШИНУ С.А.
С 4 по б июня 2003г. состоялась поездка руководителей Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и депутатов Государственной Думы - членов Комитета по делам национальностей прошлого созыва в Республику Дагестан. Целью поездки являлось изучение актуальных этнополитических проблем лезгин и лезгино-язычных народов, компактно проживающих в данном регионе, ознакомление с социально-экономическим положением Южного Дагестана.
В ходе поездки состоялись встречи с Председателем Народного Собрания Республики Дагестан, руководителями администраций районов Южного Дагестана, г. Дербенте, общественностью. Кроме того, состоялась встреча с преподавателями и студентами института "Юждаг" г. Дербент, который успешно функционирует более 10 лет. Также состоялось знакомство с ситуацией на российско-азербайджанской границе по реке Самур в Магарамкентском районе Южного Дагестана.
В ходе встреч отмечалось что, в данном регионе накопилось много проблем. В Южном Дагестане за последние 15 лет не построено практически ни одного промышленного предприятия, объектов здравоохранения, образования и дошкольных детских учреждений финансируемого бюджетными средствами. Закрыта фабрика "Дагюн", которая обеспечивала весь Дагестан пряжей.
В целях решения основных проблем лезгин и лезгино-язычных народов представляется целесообразным на федеральном уровне, разработать федеральную целевую программу "Лезгинские народы" где предусмотреть финансирование:
- агропромышленного сектора экономики региона;
- проектов института "Юждаг" по дальнейшему развитию самого института и социально-экономического развития Южного Дагестана;
- программы по размещению вынужденных беженцев и переселенцев лезгинских семей в Дербентском районе прибывающих из стран СНГ;
- программы по восстановлению и развитию всех объектов культурного и просветительского значения;
- программы по подготовке специалистов по филологии, истории, археологии, мифологии и культурному наследию лезгин и лезгино-язычных народов в системе образования Российской Федерации.
Заслуживает внимание строительство и функционирование региональной телерадиовещательной студии с радиусом вещания в пределах 500 км. на русском и лезгинском языках, что явилось бы решением многих проблем соотечественников, в том числе лезгин и лезгино-язычных народов, проживающих в соседнем государстве, в результате чего Российская Федерация имела бы возможность усилить влияния на соотечественников.
Высказывались предложения об открытии консульства РФ в г. Кусары Азербайджанской Республики, а также выделении определенных квот в ВУЗах Российской Федерации для абитуриентов из Северного Азербайджана.
Серьезную озабоченность вызывает ситуация на российско-азербайджанской границе в Магарамкентском районе Республики Дагестан. Как известно, на данном участке границы, еще 17 мая 2003 года, была сдана в эксплуатацию новая благоустроенная зона перехода границы. Однако, до сих пор благоустроенный участок не эксплуатируется. Более того, пешеходный переход закрыт. Людей заставляют переходить границу на коммерческой основе. Для перехода границы требуется от 4 до 6 часов времени в условиях антисанитарии.
В результате такого функционирования государственной границы прибавляются проблемы, в первую очередь у разделенного лезгинского народа, кроме того, у десятков тысяч граждан России пересекающих данную границу формируется негативное отношение к РФ.
3 марта 2006 года в Москве в Институте этнологии и антропологии им. Миклуха-Маклая РАН состоялся "круглый стол" по теме "История, культура и современные проблемы лезгин", организованный и проведенный при содействии директора института, члена-корреспондента РАН В. А. Тишкова. В работе "круглого стола" приняли участие ученые и политологи, депутаты Госдумы и деятели культуры, живущие в Москве и приглашенные из Дагестана и других регионов. В их числе можно назвать директора Института философии РАН академика А.А.Гусейнова, профессора Г.А.Абдурагимова, докторов исторических наук Ю.Д. Анча-бадзе и М.А.Алексеева, доктора филологических наук A.M. Шейхова, политолога Э.Ф. Кисриева и др.
Участниками круглого стола были приняты рекомендации, в том числе, проведение парламентских слушаний по проблемам экологии, социально-экономического развития Южного Дагестана, проблемам лезгин и трансграничных связей.
Одним из факторов геополитики Российской Федерации в южном направлении является до сих пор неиспользуемый потенциал разделенного лезгинского народа. Лезгины и лезгино-язычные народы компактно расположены в десяти южных приграничных районах республики Дагестан, численность составляет 600 тысяч человек. В Азербайджанской Республике лезгины и лезгино-язычные народы компактно расположены в северных районах, численность по различным оценкам составляет от 500 до 700 тысяч человек.
Исходя из вышеизложенного, прошу Вас организовать рабочую группу совместно с Федеральной лезгинской национально-культурной автономией и осенью текущего года провести парламентские слушания на тему: "Социально-экономическое развитие Южного Дагестана, проблемы лезгино-язычных народов".
С уважением, IIрезидент ФЛНКА А. II. Керимов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 14.11.2006 № 197
ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 14 ноября 2006 г.
О проведении 11 декабря 2006 года "круглого стола" на тему "Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана" (вносит Комитет Государственной Думы по делам национальностей)
Принято решение провести 11 декабря 2006 года (понедельник) в 11 часов указанный "круглый стол" (новое здание, зал № 830).
Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. К. Слиска
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ круглого стола
11:00 - 11:10 Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича
11:10 - 11:30 Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича
11:30 - 11:45 Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Тишкова Валерия Александровича
11.45 - 12.00 Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича
12:20 - 12:30 Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
12:30 - 12:40 Выступление заместителя начальника отдела Межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича
12:40 - 12:50 Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича
12:50 - 13:00 Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
13:00 - 13:10 Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической академии МИД России Семедова Семеда Абакаевича
13:10 - 13:20 Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича
13:20 - 14:00 Выступление участников круглого стола
14:00 - 14:30 Обсуждение текста рекомендаций
14:30 - 14:45 Принятие рекомендаций
14:45 - 15:00 Подведение итогов круглого стола
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ круглого стола
Государственная Дума |
||
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Трофимов Евгений Николаевич |
председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей |
2 |
Смирнова Светлана Константиновна |
депутат Государственной Думы, председатель Ассамблеи народов России |
3 |
Махмудов Махмуд Гаджулаевич |
депутат Государственной Думы, член Комиссии ГД по проблемам Северного Кавказа |
4 |
Нюдюрбеков Асанбуба Нюдюрбекович |
депутат Государственной Думы |
5 |
Сафаралиев Гаджимет Керимович |
депутат Государственной Думы (отсутствовал) |
Правительство Российской Федерации и республики Дагестан |
||
6 |
Огорельцова Лариса Леонидовна |
Министрство экономического развития и торговли РФ |
7 |
Еремин Евгений Владимирович |
Начальник отдела регионального развития Департамента регионального мониторинга Правительства РФ |
8 |
Нечуятов Александр Михайлович |
Заместитель директора Департамента регионального мониторинга Правительства РФ |
9 |
Третьяков Андрей Анатольевич |
Федеральная миграционная службы РФ |
10 |
Мартынов Вадим Евгеньевич |
Министерство регионального развития РФ |
11 |
Новик Александр Иванович |
Правительство РФ |
12 |
Лиманская Татьяна Олеговна |
Министерство иностранных дел РФ |
13 |
Ильясов Зикрулла Зиявдинович |
Первый заместитель Министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан |
СТЕНОГРАММА заседания "круглого стола"
Здание Государственной Думы. 11 декабря 2006 года. 11 часов.
Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Е. Н. Трофимов
Председательствующий. Уважаемые коллеги, уважаемые друзья! Разрешите заседание "круглого стола", посвященного такой важной теме, как "Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана", открыть.
Среди участников нашей встречи уважаемые люди — депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты, представители государственных органов, общественных организаций, большой круг приглашённых из Республики Дагестан. Приглашены также представители национальных автономий.
По моему твёрдому убеждению, Кавказ является единым геополитическим образованием, прочно связанным со многими субъектами Российской Федерации как историческими, хозяйственными, так и этнокультурными связями.
Северо-Кавказскому региону в целом присущи многочисленные проблемы социально-экономического характера: высокая безработица, низкие доходы граждан, недостаточный уровень развития производительных сил, интенсивная миграция населения в другие регионы в поисках заработка, низкий жизненный уровень, отдельные факты, связанные с нарушением прав человека. Всё это создаёт предпосылки для процветания теневой экономики.
Существенно обостряет ситуацию на Кавказе и современная политика Грузии. Напряжённые отношения у Грузии складываются не только с Абхазией и Южной Осетией, но и с Российской Федерацией, что во многом зависит от реализуемого Тбилиси официального курса. Мы с вами знаем, что референдумы по вопросам предоставления независимости, которые прошли в Южной Осетии, в Абхазии, являются следствием политики грузинских властей. Осложнению ситуации на Кавказе способствует и тот факт, что свою активную политику здесь проводят такие страны, как Соединённые Штаты Америки, Турция, да и НАТО в целом.
Государственная Дума не могла пройти мимо этих фактов. Были приняты постановления, где чётко написано, что данные референдумы проведены в соответствии с законодательством этих республик при соблюдении международно признанных демократических принципов и норм. В этой связи Государственная Дума в своём постановлении ещё раз выразила поддержку политики нашего государства, основанной на учёте свободного волеизъявления народов Южной Осетии и Абхазии.
Сегодня мы должны отметить, что одним из самых уникальных регионов не только в России, но и во всём мире с точки зрения этнокультурного многообразия является Дагестан. Республика расположена на стыке Европы и Азии, в восточной части Кавказа. Площадь её свыше 50 тысяч квадратных километров. Дагестан характеризуется большим природно-географическим и климатическим богатством и разнообразием. На протяжении тысячелетий здесь формировались и развивались в непрерывном историко-культурном взаимодействии десятки народов, судьбы которых в последние столетия связаны с Российским государством.
Как вы знаете, население Дагестана составляет свыше 2,6 миллиона человек. На территории республики наши учёные насчитали свыше 60 этносов. Бывая в Дагестане, доводилось слышать и другую цифру — свыше 100 этносов. Причём у каждого этноса свой язык. Наиболее многочисленный народ, по данным переписи 2002 года, аварцы, их 758 тысяч, затем идут даргинцы — 425 тысяч, кумыки — 365 тысяч, лезгины — 336 тысяч, русские — 120 тысяч, лакцы — 139 тысяч, азербайджанцы — 111 тысяч, табасараны — 110 тысяч, чеченцы — 87 тысяч, ногайцы — 38 тысяч, рутульцы — 24 тысячи, агулы — 23 тысячи, цахуры — чуть более 8 тысяч.
Дагестан — своеобразный перекрёсток, где встречаются культуры многих народов. Современные народы Дагестана — наследники богатых культурных традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Сплочённость дагестанцев особо проявилась в 1999 году, когда боевики со стороны Чеченской Республики пытались войти в Республику Дагестан. Вы помните, как народы Дагестана все как один встали на защиту своей земли, своего общего дома. Именно эти трагические страницы в истории Российской Федерации стали на тот момент поворотной вехой в жизни народов Северного Кавказа. Но это тема отдельного разговора. Думается, что мы к ней ещё не раз вернёмся вместе с политиками, историками, общественными деятелями.
Современный Дагестан — аграрно-индустриальная республика. Но мы должны откровенно признать, что экономика здесь развита ещё относительно слабо, хотя регион является одним из древнейших очагов земледельческой культуры. В последние годы внедряются новые формы работы, появились сельские общины, джамааты. Тема нашего "круглого стола" обозначена как "Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана", однако следует отметить, что нам сегодня трудно делить Дагестан на южный и северный, нам сегодня трудно определить, где проблем больше — в северной или в южной части Дагестана.
Хочу отметить, что Республика Дагестан как национально-территориальное образование едина. Это исторически сложившаяся общность народов, имеющих разную культуру, но объединённых общей исторической судьбой.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей проводил ряд мероприятий и здесь, в стенах Государственной Думы, и на местах по проблемам финно.-угорских народов, по проблемам коренных малочисленных народов. В Комиссии Государственной Думы по проблемам Северного Кавказа рассматривался вопрос о реализации программы переселения лакского народа к местам нового проживания в Республике Дагестан. Сегодня по инициативе Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, которую возглавляет Керимов Ариф Пашаевич, и на основании решения Совета Государственной Думы мы проводим "круглый стол" вот с такой повесткой дня.
Хочу сказать, что по договорённости с Президентом Республики Дагестан Муху Гимбатовичем Алиевым в ближайшее время мы проведём в Махачкале "круглый стол", посвященный этнокультурным проблемам всего Дагестана, а сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить наболевшие вопросы по обозначенной теме и выработать рекомендации.
Отметим сразу, что, говоря о Южном Дагестане, мы не можем не затронуть прежде всего проблемы лезгин и лезгиноязычных народов. Вопросы сохранения и развития языка и культуры лезгин и лезгиноязычных народов в условиях глобализации приобретают актуальность ещё и по причине разделённости этих народов. Это порождает дополнительные проблемы этнического единства и трансграничных связей. Учитывая, что среди участников настоящего "круглого стола" много учёных, наверное, эта тема будет затронута.
В последнее время в обществе всё чаще упоминаются такие понятия, как "разделённые народы", "коренные народы", "диаспора". Говорю об этом потому, что мы, да и представители отдельных народов Северного Кавказа, особенно проживающие в Москве, слишком легко называем себя диаспорами. Я всегда задаю себе вопрос: что это, попытка продемонстрировать свою независимость или незнание значения этого термина? Я хочу напомнить вам, что диаспора — это часть народа (этнической общины), живущая вне страны своего происхождения на положении национально-культурного меньшинства. По мнению глубокоуважаемого учёного Тишкова Валерия Александровича, который здесь сегодня присутствует, диаспорой не может называться группа людей, живущая в своей стране. Например, ингуши или мордва в Москве не являются диаспорой. У нас действует закон "О национально-культурной автономии", в его рамках и нужно проводить соответствующую работу по развитию языка, культуры народов. Пользуясь тем, что здесь сегодня собрались коллеги, глубоко разбирающиеся в этих вопросах, я хотел бы и эту проблему затронуть, равно как и проблему разделённых народов. Когда мы говорим о лезгинском народе (это же можно сказать и об аварском народе да и о других), то следует отметить, что необходимо совместно с министерствами иностранных дел России и Азербайджана разработать целый комплекс мер. Можно было бы многое сделать для улучшения сложившейся ситуации. Думаю, что эти проблемы должны найти отражение в наших рекомендациях.
Мне дважды доводилось участвовать в работе съездов Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК), где присутствовали президенты двух стран. Думаю, что в этой ситуации и Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, и ВАКу, и Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев в России (АЗЕРРОС) можно было бы вместе найти более современные подходы как в координации взаимодействия, так и в реализации рекомендаций, которые мы сегодня будем рассматривать.
Я знаю, что в марте этого года Институт этнологии и антропологии РАН провёл "круглый стол" на тему "История, культура и актуальные проблемы лезгин", на котором был утверждён проект научно-исследовательской программы "Лезгинский народ". Были высказаны рекомендации, мы их внимательно посмотрели и постарались учесть в проекте рекомендаций, которые вам сегодня розданы.
Думаю, что открытым пока остаётся вопрос, связанный с мониторингом сложившейся социально-экономической и этнополитической ситуации в южной части Дагестана, необходимо продумать механизмы его реализации.
На мой взгляд, сложно говорить и о высокой эффективности реализации федеральной программы "Юг России". Что касается этой программы, то я знаю, что на протяжении целого ряда лет она была недофинансирована как раз по той части, которая касается Дагестана и его южной части. Несмотря на то что в бюджете на 2007 год выделены значительные средства (почти в два раза больше, чем в текущем году), это совершенно не тот объём, который требуется для развития всего Северо-Кавказского региона. И нам можно было бы выйти с инициативой, предложить правительству разработать комплексную программу по социально-экономическому развитию Дагестана, уделив внимание и южной её части, тем самым более серьёзно обозначив проблемы республики.
Крайне важно понимать и справедливо оценивать славное историческое прошлое лезгинского народа, его достижения в культуре, его вклад в российскую и мировую культуру. В 2005 году весной мне довелось участвовать в национальном празднике лезгинского народа, празднике весны, который проходил в Кремлёвском дворце съездов, и проводила его лезгинская национально-культурная автономия. Это было накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Я впервые увидел, чтобы вместе собралось около пяти тысяч лезгин. Почти каждый семидесятый лезгин, проживающий в России. принимал непосредственное участие в этом мероприятии. По окончании мероприятия я беседовал с людьми, они ставили целый ряд проблем, которые требуют решения.
Уважаемые коллеги, создание исчерпывающей картины, отражающей реальное положение лезгинского народа и проблему сохранения его этнокультурной самобытности, может серьёзно повлиять на процесс принятия конструктивных законодательных решений. Сегодня в финансовой поддержке нуждается Лезгинский драматический театр в городе Дербенте, который из-за плачевного состояния здания не функционирует. Я список приглашённых посмотрел, у нас здесь присутствует очень много руководителей крупных предприятий, объектов, людей, которые владеют финансовыми средствами. Надо внимательно посмотреть на эту проблему, заинтересовать руководство города Дербента (там инициативные люди) и найти выход из положения. Мне кажется, что в свете существующих проблем можно было бы и МИДу поработать на приграничных территориях, и руководству республики вместе с состоятельны-м 11 гражданами подумать об инвестициях, в том числе о льготных инвестициях, с тем чтобы такие вопросы не становились предметом обсуждения на столь высоком уровне.
Я бывал в Цахурском и Табасаранском районах и на всю жизнь запомнил руки женщин, которые ткали ковры вручную. Эти руки и сейчас как будто у меня перед глазами, потому что это тяжёлый, кропотливый труд. Сегодня туризм и народные промыслы — это то, что пополняет местный бюджет.
Регионы проживания лезгинских народов относятся к депрессивным зонам, для них характерна безработица. Упадок традиционных хозяйственных отраслей обусловил низкие уровень и качество жизни местного населения. Всё это ухудшает самочувствие людей, вызывает у них пессимистическое представление о будущем своего народа. Сегодняшний наш "круглый стол" призван в какой-то мере снять или хотя бы обозначить эти проблемы.
Лезгины и родственные им народы (табасараны, рутульцы, цахуры, агулы, крызы, будухцы, арчинцы, удины) — автохтоны (коренное население) восточного Кавказа — имеют глубокие исторические корни, уходящие в ранние века. Они являются потомками населения, проживавшего на территории Кавказа по крайней мере с IV тысячелетия до новой эры.
Лезгинские языки составляют отдельную лезгинскую подгруппу в составе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Народы, говорящие на языках лезгинской подгруппы, образуют единый массив и очень близки друг к другу по культуре. Поэтому нам необходимо всесторонне обозначить с учётом историко-этнографпческой специфики перспективы лезгиноязычных регионов, их экономическую роль и геополитическое значение в контексте стратегических интересов России в каспийско-кавказско-черноморском ареале её внешних границ.
Для устойчивого развития Южного Дагестана необходимо осуществление целого ряда проектов и мероприятий политического, социально-экономического и национально-культурного характера, направленных на преодоление кризисных явлений и решение возникших проблем.
Мне не хотелось бы подробно останавливаться на национальных проектах, я думаю, что вы более подробно расскажете об этих проблемах. Я всегда считал и считаю, что очень важно более высокими темпами восстановить сельскохозяйственное производство Дагестана, обратив серьёзное внимание на переработку сельскохозяйственной продукции.
Конечно, когда мы говорим о доступном и комфортном жилье, когда мы говорим о национальных проектах "Здоровье", "Образование" и других, — во всём этом должны учитываться проблемы Дагестана. И конечно, мы не должны обойти вниманием ещё одну программу, связанную с инициативой Президента Российской Федерации. Речь идёт о соотечественниках. Знаю, что сотни тысяч лезгин и аварцев остались в Азербайджане, и надо создать все условия для желающих вернуться на историческую родину, проработать вопрос, связанный с выделением для них земельных участков. Сделать это надо по-государственному.
В то же время я всегда выступал и выступаю против необдуманного внесения законодательных инициатив о возвращении народов. Вы знаете, что в результате распада Советского Союза почти 28 миллионов наших соотечественников остались за рубежом. И когда говорят, что нужно принять закон о репатриации или какой-то подобный закон, то нельзя забывать о том, что сегодня мы не можем разобраться с расселением 350 тысяч семей, которые оказались без жилья в результате конфликтов на Северном Кавказе. Если мы сегодня широко откроем ворота для возвращения всех, не продумав системы, не наметив мероприятий, мы захлебнёмся в проблемах, они захлестнут всю Россию.
Я придерживаюсь другого взгляда: на основании поручения Президента Российской Федерации правительству совместно с субъектами Федерации надо продумать механизм возвращения соотечественников. Люди должны знать, куда они возвращаются, на какие земли, на какую финансовую помощь они могут рассчитывать. И если намечено в Дербентском районе выделить земли, то все должны знать, кому сколько гектаров. Вот давайте в таком конструктивном, деловом ключе и будем работать.
Я надеюсь, что сегодня вы выскажете свою точку зрения на проблемы, которые существуют в Южном Дагестане, на проблемы, которые существуют у лезгин, да и у других народов, проживающих в Дагестане. Думаю, что вместе мы должны подготовить такие рекомендации, чтобы они с пониманием воспринимались этим и другими народами, проживающими в республике, а также Правительством Российской Федерации и рядом министерств, куда мы их направим.
Давайте предоставим слово докладчику — Кисриеву Энверу Фридовичу, заведующему сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, доктору социологических наук. Подготовиться Тишкову Валерию Александровичу.
Давайте мы договоримся о регламенте: выступающим дадим до пяти — семи минут, докладчикам и содокладчикам — до 15 минут.
Пожалуйста, Энвер Фридович.
Выступает Кисриев Э. Ф. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола