Выступление Аликберова А. К.
Аликберов А. К. Здесь говорили о проблемах мониторинга на Кавказе. Для того чтобы делать исследования такого рода, необходимо изучение на месте процессов, которые там происходят, с целью выявления основных тенденций: что происходит, в какой степени культура развивается, какие проблемы существуют.
Я сейчас представляю работу группы изучения Северного Кавказа Института востоковедения. Несколько наших сотрудников, членов группы выезжали в регионы, три человека выезжали в Дагестан и Южный Дагестан — это я сам, Бобровников Владимир Олегович и Рощин Михаил Юрьевич. Владимир Олегович побывал также в Азербайджане. В результате исследований сложилась картина, которую я хотел бы вам здесь представить.
У народов Южного Дагестана нет особо специфических проблем социально-экономического развития, которые были бы исключительными и которых не было бы у других народов. То есть социально-экономические проблемы — они общие для всего Кавказа, но вместе с тем есть одна проблема, которая является характерной именно для народов Южного Дагестана и может предопределить дальнейшее развитие народов этого региона. Дело в том, что впервые в истории административные границы, установленные ещё в 1860 году, после распада Советского Союза оказались государственными границами и после достижения договорённости о трансграничном сотрудничестве между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой территория расселения лезгинских народов оказалась де-факто разделённой на четыре зоны. Вот такая ситуация сейчас сложилась. Являются ли лезгины разделённым народом? Есть несколько нюансов, которые действительно делают постановку проблемы провокационной, если говорить, что это разделённый народ и его надо объединить. Это с одной стороны. С другой же стороны, проблема всё-таки существует, и при её обсуждении необходимо учитывать три основных момента.
Первое. Народы Южного Дагестана — это составная часть историко-культурной общности, которая известна как дагестанская. Эта общность сложилась ещё в древности, и эти народы инкорпорированы между собой, имеют сложный, более или менее стабильный баланс отношений в Республике Дагестан. Проблемы этих народов имеют общую природу. Это первый момент.
Второй момент. Лезгины, табасараны, рутульцы, агулы, цахуры в России не являются диаспорами. Это коренные российские народности, история которых самым тесным образом переплетена с историей российского государства буквально с самого начала его образования. Арабские источники сообщают о походах русов в Закавказье и на Северный Кавказ начиная с IX века. Известно, что в середине X века русы совершили совместный с аланами и лезгинами поход и дошли до Партава (это древняя столица Кавказской Албании), вытеснили оттуда арабо-мусульманские силы и в течение продолжительного времени удерживались в Закавказье.
Третий момент. Лезгины, аварцы, цахуры, таты в Азербайджане не являются диаспорами, таты — коренная народность Азербайджана, история их тоже тесно переплелась с историей азербайджанского этноса. То есть это коренной народ и здесь, на территории России, и там, на территории Азербайджана.
Чтобы понять ситуацию, необходимо отметить следующие особенности.
Первое. В отличие от большинства других народов лезгинские народы не имеют собственных национальных государственных образований не только на уровне политических автономий, но и автономий культурных на территории проживания.
Второе. Лезгины, аварцы и цахуры — не единственные разделённые народы, проблема которых существует во взаимоотношениях России и Азербайджана. На территории Дагестана живут азербайджанцы, в том числе гергебильцы, и табасараны, которые говорят на азербайджанском языке, это субэтнические группы, которые признаны азербайджанцами, но некоторые из них являются табасаранами.
Третье. И дагестанские, и азербайджанские, и российские лезгины, лезгинские народы, в подавляющем большинстве являются лояльными гражданами своих государств. При этом некоторая часть лезгинской интеллигенции в Азербайджане имеет пророссийские политические устремления. У дагестанских лезгин проазербайджанеких политических устремлений нет, но при этом наблюдается достаточно сильное культурное притяжение.
Четвёртое. Дагестанцы и азербайджанцы в основном лояльные граждане Российской Федерации, но немало и таких, кто имеет экстремистские политические устремления.
Пятое. Среди представителей народов Южного Дагестана сравнительно больший процент тех, у кого приоритет этнической и гражданской идентичности преобладает над приоритетом родовой и религиозной. Клановые связи на юге Дагестана были ослаблены в большей степени, чем у соседних народов, и степень религиозности у них также сравнительно ниже. Здесь зарождаются некоторые процессы, которые обусловлены таким положением вещей. Слабое знание народом учения ислама ведёт к тому, что процесс религиозного возрождения нередко приобретает фундаменталистскую окраску. Исламский фундаментализм, в свою очередь, выступает в качестве противника любого проявления этничества у местных народов и одновременно, причём в гораздо большей степени, против российской гражданской идентичности.
Этот процесс только набирает силу, и, учитывая квалификацию и активность миссионеров, которые, несмотря на все усилия властей, не прекращают своей деятельности, эти негативные тенденции могут только усилиться, если не оказать им активное противодействие, в том числе с помощью средств массовой информации. Распространение исламского фундаментализма невыгодно ни России, ни Азербайджану. В России этничность в определённом смысле выступает в качестве союзника гражданской идентичности. И то и другое явления антагонистичны по отношению к исламскому фундаментализму. В Азербайджане же возрождение ислама консолидирует этнические сообщества и мешает не только объективным или политически ангажированным ассимиляционным процессам, но и интеграции суннитских сообществ в рамках шиитского общества. Дальнейшее возрождение ислама на территории Азербайджана в перспективе может обозначить новый рубеж в противостоянии, способствовать приостановлению ассимиляционных процессов. Этническая ассимиляция происходит легче, чем религиозная, то есть лезгину легче стать азербайджанцем, чем шиитом, равно как суннитам тяжело стать шиитами.
Какие здесь могут быть решения? Вокруг сложных проблем всегда много спекуляции, особенно, когда вмешиваются третьи силы, преследующие собственные геополитические задачи. У лезгинских народов тоже нет единого мнения о своём будущем, они разделены не только территориально, но и в этнокультурном отношении. Попытки подавить какие-то национальные движения в Азербайджанской Республике, подвергнуть репрессиям их лидеров в принципе проблемы не решают, они загоняют её внутрь и ещё больше обостряют. Противодействие становится более тонким.
Что касается политических решений, то Российская Федерация действительно является гарантом стабильности, она не может нарушить её принципы. Поэтому 15 апреля 1994 года Президент Российской Федерации вместе с другими главами государств — участников СНГ подписали Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ. И трансграничными проблемами, по идее, должно заниматься СНГ, однако у Содружества нет соответствующих структур. Эти проблемы могут решаться с учётом интересов Российской Федерации и Азербайджанской Республики, но при этом должны учитываться интересы всех народов, которые проживают в Дагестане. Сотрудничество возможно в двухстороннем формате: Российская Федерация и Азербайджанская Республика в рамках СНГ.
В сложившихся условиях наиболее оптимальным для всех заинтересованных сторон было бы превращение территории проживания лезгинских народов из потенциального источника напряжённости, которая может возникнуть при осложнении ситуации в будущем, если процесс интеграции забуксует, в зону активного и взаимовыгодного сотрудничества двух соседних государств. Для этого, во-первых, необходимо восстановление и укрепление доверия в этом регионе, установление на границе режима упрощённого пропуска. Российская Федерация предлагала наладить совместную охрану южных границ Азербайджана, чего Азербайджан не поддержал. Необходима разработка поэтапных шагов по углублению трансграничного сотрудничества, координация работы по противодействию идеологии радикальных исламских течений. И со стороны Азербайджанской Республики необходимо обеспечить поддержку стремления лезгинских народов Азербайджана к изучению русского и родного языков по примеру того, как азербайджанцы на территории Российской Федерации получают бюджетную поддержку для развития собственной культуры: есть печатные средства массовой информации, радио- и телепередачи на азербайджанском языке. Необходима поддержка Российской Федерацией российских народов, соотечественников за рубежом в тех случаях, когда их права нарушаются. Важно и поощрение развития демократических институтов.
Завершая своё выступление, я хотел бы сказать, что у России и Азербайджана нет альтернативы: в случае их бездействия регион может стать зоной каких-то обострений, конфликтов, потому что проблем здесь хватает. Не секрет, что именно в Южном Дагестане распространяется ваххабитская идеология. Надо думать, почему она там распространяется. Из зоны потенциальных угроз, нестабильности этот регион может стать зоной сотрудничества, зоной, которая обеспечит долговременные стратегические интересы, стратегическое партнёрство России за рубежом.
Председательствующий. Спасибо, Аликбер Калабекович.
Я на одну только фразу отреагирую. Вы сказали, что среди источников напряжённости есть вопросы, связанные с национальной идентичностью. Я хочу напомнить о принципах проблем, которые лежали ранее в основе национальной политики СССР. Помните, на праздновании 50-летия образования СССР говорилось: "Сложилась и утвердилась новая историческая общность — советский народ". Всё это ещё на слуху. Сейчас с такой формулировкой в первую очередь связывают создание условий для формирования российской нации.
Второй тезис: "Расцвела единая советская культура — социалистическая по содержанию и многообразная по национальным формам".
Третий: "Исчезло понятие "национальная окраина".
Четвёртый: "Национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от прошлого, решён окончательно и бесповоротно".
Пятый тезис: "С созданием Советского Союза стала явью тысячелетняя прекрасная мечта лучших людей покончить с племенными, расовыми и национальными конфликтами".
А теперь мы с вами знаем, что со всем этим произошло после 1980 года: эти громкие обещания начали рушиться, и в первую очередь был снят с повестки дня тезис об окончательном решении национального вопроса в СССР. Акцент стал делаться на другое — на нерушимое единство, братство, дружбу народов СССР, пропаганду интернационализма. Тезис о новой исторической общности уже звучал как тезис о длительном, незавершённом процессе и так далее.
Сегодня мы говорим об этносах, мы говорим о лезгинах, мы говорим о рутульцах, мы говорим о табасаранах, мы говорим об агулах. Цель нашего сегодняшнего "круглого стола" — выработать программу, в первую очередь связанную с развитием этих народов, с развитием их языков и культуры. И вот тогда, когда это будет серьёзно решаться, они сами будут понимать, что такое идентичность российской нации.
Слово предоставляется Гусейнову Абдусаламу Абдулкеримовичу, директору Института философии РАН.
Выступает Гусейнов А. А. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола