Выступление Гусейнова А. А.
Гусейнов А. А. Спасибо.
Я в известном смысле смущен, потому что не знаю, в каком качестве здесь выступить. Мои коллеги из академии, которые выступали до меня, профессионально занимаются этими вопросами, рассуждают о них со знанием дела и знают проблему намного лучше. Даже Валерий Александрович Тишков намного лучше знает лезгинские проблемы, чем я. Я могу поэтому высказать только некоторые соображения, основанные на моих собственных наблюдениях, на личном опыте лезгина.
Я хотел бы остановиться на двух небольших моментах. Первый — это, если можно так сказать, лезгинское самосознание (хотя Энвер Фридович Кнсриев запретил нам тут говорить о таком интеллигентски неопределённом уровне философских размышлений). Но тем не менее, мне кажется, всё-таки здесь есть какой-то предмет разговора. И второй момент, который я обозначил бы как "московские лезгины".
Я хочу рассказать одну короткую притчу, касающуюся лезгинского самосознания. Её в своё время я узнал от очень известного лезгина — это мой тёзка Абдусалам Кадырович Айдинбеков, которого знают все лезгины. Речь шла о конце XIX — начале XX века, о том периоде, когда из Баку в Дагестан и обратно ещё ходили пешком. Два лезгина пешком шли домой из Баку, где они работали разнорабочими, и по пути затеяли игру "Человек и Бог". Один залезает на ореховое дерево — это Бог, а другой снизу задаёт ему вопросы. Стоящий внизу спрашивает: "Аллах, для чего ты придумал русских?" — "Русских, — отвечает сидящий на дереве, — для того, чтобы были офицеры, чтобы они командовали". — "Аллах, а для чего ты придумал азербайджанцев?" — "Чтобы торговали, чтобы торговля была". — "Аллах, а для чего ты придумал евреев?" — "Чтобы они ювелирным делом занимались". — "Аллах, а для чего ты придумал лезгин?" — "Кого?" — "Лезгин". — "Я о таких не слышал".
Я думаю, что эта притча в каком-то смысле характеризует самосознание лезгин стопятидесятилетней — двухсотлетней давности. Когда я, например, читаю наших поэтов второй половины XIX века, я не могу отделаться от ощущения пессимизма, даже какого-то трагизма, какого-то удручающе безрадостного мировосприятия.
С тех пор ситуация, конечно, существенно изменилась. Последние сто лет были годами бурного развития и расцвета лезгин. Очень плодотворными в этом отношении были, конечно, советские годы, ну и последние двадцать лет: появились национально ориентированные движения, газеты, возрождены символы, праздник Шарвили и так далее. При всех заблуждениях, ошибках и так далее всё это тоже, я думаю, способствовало развитию лезгинского самосознания. и сейчас, конечно, лезгины уже не чувствуют себя народом, забытым Богом, скорее наоборот, есть сознание, что лезгины — это какой-то особый этнос, если не Богом избранный, то по меньшей мере имеющий в связи со своей древностью особые претензии. Например, есть попытки на основе лезгинского языка расшифровать микенскую письменность и так далее. То есть здесь уже, конечно, совсем другое мироощущение и мировосприятие.
Но тем не менее существует проблема, связанная с лезгинским самосознанием, она была уже обозначена в докладе Энвера Кисриева и в содокладах, которые здесь прозвучали, — это разделённость лезгин. Возможно, этот термин — "разделённые народы" — какой-то неточный, грубый, опасный, как очень хорошо сказал Аликберов, опасный с точки зрения возможных выводов, что коль есть разделённые народы, то давайте их соединять и так далее. Всё-таки, как бы мы ни хотели, ни один лезгин не может, мне кажется, отвлечься от того факта, что единый этнос и единая культура оказались разделёнными, разрезанными. Понимаете? Конечно, существуют и другие (я буду пользоваться этим условным термином "разделённый народ") разделённые народы, к примеру аварцы, адыги и так далее. Их много, но мы в данном случае говорим о лезгинах. И лезгины, во всяком случае по сравнению с сопоставимыми с ними народами, имеют по меньшей мере две существенные особенности. Этого нельзя забывать.
Председательствующий.Сколько вам ещё нужно времени? Вы восемь минут выступаете.
Гусейнов А. А.Сейчас завершаю.
Лезгинский этнос и культура, они не просто разделены, а разделены пополам. Понимаете, пополам! Когда тело без руки — это тоже плохо, но жить можно, без ноги можно, а если тело разрублено пополам, то это уже нежизнеспособное тело. И конечно, от этого нельзя отмахнуться. А вторая особенность в том, что обе половины оказались в приграничной зоне. Раньше проблему разделён-ности как-то решали на житейском уровне, а сейчас решить эту проблему без участия государства уже невозможно, поэтому она должна быть поднята на государственный уровень, на уровень отношений между Азербайджаном и Россией. И поднята причём, как здесь правильно говорили, не в смысле каких-то претензий, а в смысле того, чтобы эта проблема стала сферой сотрудничества двух государств.
И в этом смысле, Евгений Николаевич, большое вам спасибо за организацию такого "круглого стола", потому что сам факт его проведения означает, что эта проблема поднимается на федеральный уровень. И для нас, конечно, это исключительно важно.
Касаясь московских лезгин, я буквально одно хочу сказать. Здесь, в Москве, конечно, много лезгин, очень многие в науке, в образовании, в бизнесе работают, очень многие добились хорошего положения и так далее. И здесь есть свои проблемы культурного общения. Но самое главное, мне кажется, в том, что потенциал московских лезгин не используется для решения проблем Южного Дагестана. Понимаете? Я не знаю, в какой конкретной форме это должно происходить, но такие формы должны быть найдены. Я думаю, должны появиться такие интеллектуальные проекты, где бы и московские лезгины, и дагестанцы, и лезгины, которые живут в Дагестане, и учёные Дагестана могли бы участвовать в решении проблемы.
По своему личному опыту могу сказать, Валерий Александрович: что касается российской идентичности и лезгинской идентичности, то у лезгин такой проблемы нет. Вот нет такой проблемы абсолютно! Более того, я не знаю, в этнологии фиксировали ли такой момент или нет, но, по моим наблюдениям, чем глубже, полнее, искреннее лезгины интегрированы в русскую культуру, тем глубже они осознают и свою, лезгинскую идентичность. Понимаете? То есть интеграция в русскую культуру оказывается не препятствием, а, наоборот, условием и фактором, которые способствуют нашей лезгинской идентичности. И это моё наблюдение, я думаю, касается не только лезгин.
Спасибо. Ещё раз извините, Евгений Николаевич, что не совсем рассчитал время.
Председательствующий.Спасибо.
Я хочу поддержать Абдусалама Адбулкеримовича в его выводах о российской и лезгинской идентичности. Хочу один пример привести, он меня, конечно, порадовал. Я недавно узнал, что в Махачкале установили памятник русской учительнице. Никто не заставлял этого делать, никто не требовал. Это оценка тем годам (конец XIX—XX век), когда русский народ внёс существенный вклад в просветительство народов, проживающих в Дагестане. Вот это и есть наглядный пример того, как мы должны работать.
Слово предоставляется Мартынову Вадиму Евгеньевичу, он представляет Министерство регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста.
Выступает Мартынов В. Е. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола