Выступление Ильясова 3. 3.
Ильясов 3. 3.Спасибо, Евгений Николаевич.
Уважаемые коллеги, я вначале хотел бы обратить ваше внимание, что сегодня речь идёт о развитии, о проблемах южного региона Дагестана. Это небольшая территория, но посмотрите, сколько проблем здесь перекликается, пересекается, по скольким проблемам необходимо решение, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие этого региона.
В этой связи я хочу сказать, что в Российской Федерации необходимо создать министерство по национальной политике, а не министерство, которое занимается этими проблемами наряду с другими вопросами.
Что касается Республики Дагестан. В Российской Федерации восемьдесят восемь субъектов, но Дагестан является как бы особым регионом для Российской Федерации, особым в силу сложившихся обстоятельств, в силу его геополитического положения и в силу сложившихся межэтнических отношений. Вот для того, чтобы обеспечить развитие всех наций, народностей, этносов, населяющих эту республику ещё со времён оных, были разработаны соответствующие программы развития национальных отношений в Республике Дагестан.
В 1993 году была создана ещё одна такая же программа, в её разработке участвовала общественность, и сроком её завершения был указан 1997 год, а в 1996 году была разработана концепция Российской Федерации по национальной политике. К сожалению, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации должны были разработать соответствующие собственные программы, после 1997 года они не появились. Почему? Потому что мы ждали принятия концепции национальной политики на Северном Кавказе. В этой концепции и должен был быть пункт о соответствующих программах субъектов, в том числе и Дагестана. Но, к сожалению, этот документ не появился, и прошедшие десять лет показали, насколько трудно обеспечить социально-экономическое развитие и этническую стабильность в регионе без координации действий всех наций и народностей.
Следует отметить, что есть "Конституция горца" Расула Гамзатова, наверное, вы читали, есть другие положения, принципы, которые нигде не зафиксированы, но в Дагестане они учитываются всегда. Прежде всего это принцип, что решение проблем одной народности невозможно ценой ущемления прав других народностей. Такая позиция ставится во главу угла. Говоря о том, в каком положении сегодня находится регион Южного Дагестана, нужно отметить, что не во всех вопросах здесь необходимо вмешательство федерального центра, что есть ряд регионов Республики Дагестан, которые находятся в худшем состоянии. Я могу привести множество примеров. Возьмём Ахтынский район, относящийся к южной зоне республики, который по социально-экономическим показателям среди двадцати трёх районов занимает 12-е место. Или Табасаранский район, который среди восьми районов занимает 3-е место. О Дербентском районе и некоторых прочих мы не говорим. По отдельным показателям эти районы выходят на первые позиции, как, например, по объёму производства основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения. Это Докузпарин-ский район с 20 тысячами рублей на душу населения, в то время как в горном Унцукульском районе этот показатель составляет 4 тысячи 400 рублей. Сегодня задача руководства состоит в том, чтобы обеспечить развитие всех. Вообще, что касается Республики Дагестан в масштабах Российской Федерации, то стартовые условия нашего вхождения в рынок сильно отличались от условий других регионов. Как вступал Дагестан в рынок, мы прекрасно знаем. Как результат, сегодня средняя зарплата дагестанца — одна треть от средней по России. В такой ситуации говорить о том, что это вина только руководства республики, не совсем правильно.
Приходится отметить, что порой проходит не совсем достоверная информация о Дагестане, о развитии его регионов, вообще о складывающейся здесь ситуации. Сегодня Нариман Османович сказал здесь о большой безработице в Дагестане. Да, совершенно правильно, в республике огромное количество безработных. Почему? До 1992 года Дагестан был регионом-донором, теперь он оказался в дотационном положении. Здесь надо учитывать, что в Республике Дагестан около шестидесяти тысяч человек было занято в промышленности, на наших заводах, которые были ориентированы в основном на оборонную отрасль. В ходе проводимых в 90-е годы реформ — конверсии и прочего — они были вынуждены перейти на производство тарелок, вилок и так далее. Переход на новые производственные процессы — это очень сложное мероприятие, требующее времени. Сегодня предприятия как-то становятся на ноги, и наша задача в том, чтобы помочь в этом плане региону.
Нельзя не сказать и о границе. Граница изначально административная, стала государственной границей, и в этом суть трагедии. Но, слава богу, со временем в результате мер, принятых руководством республики, руководством Российской Федерации, мы пришли уже к цивилизованному отношению к границе. Это атрибут нашей государственности, от которого никуда не деться. И отношения, которые сегодня складываются с пограничниками, должны быть такими, чтобы не создавать дополнительные проблемы. А эти проблемы создаются. Иногда мы рапортуем, что на границе нарушителей задержано, допустим, четыреста человек, но из них триста восемьдесят — это бабушки, которые за своей козой перешли на ту сторону. И не надо на этих показателях делать политику, эксплуатировать эту тему во вред народам. Есть другой момент (об этом, к сожалению, сегодня никто не сказал), другая сторона этой проблемы — это ограничения, которые в связи с войной в Чечне и антитеррористическими мероприятиями Российской Федерации были введены на границе. Одна-две позиции этих ограничений сняты, но в целом они до сих пор с 1995 года сохраняются. Сегодня жизнь показывает, что для безопасности Дагестана, Российской Федерации эти ограничения уже не нужны, но зато они наносят ущерб экономике Дагестана.
Что касается выполнения программ "Юг России" и "Юг Дагестана", я согласен с Гаджи Аслановичем, надо включить в рекомендации пункт, проверить, как идёт выполнение. В целом ситуация неплохая, но есть вопросы, решение которых тормозится, может быть, не по вине Республики Дагестан. В республике специально были разработаны программы "Юг" и "Горы". Программа "Горы" сегодня свёрнута, она, как говорится, приказала долго жить, но программа "Юг" в силу значимости мероприятий, которые в эту программу включены, должна жить и здравствовать. Это наша позиция.
Теперь что касается представительства во власти. Я некоторое время тому назад принимал участие в международном симпозиуме по кадрам в Москве. В нём участвовало около семидесяти стран мира, и ни в одном из выступлений на симпозиуме не было сказано, что представительство должно определяться по национальному признаку. Тем не менее в Дагестане этому критерию придаётся большое значение.
Председательствующий.Сегодня у нас "круглый стол", и я бы не хотел, чтобы мы здесь оправдывались.
Ильясов 3. 3.Евгений Николаевич, я поднимаю эти вопросы, чтобы все знали, какова ситуация. А что касается нашей сегодняшней задачи, то это координация усилий всех сторон, задействованных в её решении. Проблемы я не стану перечислять, но мы, как представители разных органов, общественных объединений и организаций, собрались здесь для того, чтобы выработать общие рекомендации. Учитывая, что здесь присутствуют представители ряда министерств, представители миграционной службы, хотелось бы обратить внимание на множество проблем, которые возникают с теми дагестанцами-россиянами, которые не имеют паспортов. Они переселились из Азербайджана, из Средней Азии и не имеют паспортов. Этому вопросу я просил бы уделить внимание.
И последнее. Есть указ Президента Российской Федерации об оказании содействия гражданам, соотечественникам, которые изъявили желание вернуться в Российскую Федерацию. В случае с Дагестаном нужно проявить очень большую осторожность. Во-первых, в соответствии с указом президента ни в одну из трёх категорий Республика Дагестан не входит. Мы являемся одной из республик, где высока плотность населения, поэтому к размещению переселенцев в республике надо отнестись осторожно.
Председательствующий. Спасибо. Слово предоставляется Шахлару Санаеву.
Выступает Санаев Ш. Ф. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола