Выступление Санаева Ш. Ф.
Санаев Ш. Ф. Уважаемые участники "круглого стола"! Я коротко буду говорить. Я исполнительный директор программы "Лезгинский народ". Проблема, которой посвящен наш "круглый стол", заключается в том, что лезгины на территории своего исконного проживания оказались разделённым народом, разделённым госграницей, при этом лезгины не имеют ни политического, ни правового статуса. В этом загадка истории, и в некотором смысле в отсутствие условий для самовыражения лезгины оказались в положении политзаключённого.
Существуют неоднозначные представления относительно истории лезгин, наблюдаются попытки её фальсификации со стороны части закавказской научной элиты. Следует отметить, что в течение последних веков в отношении лезгин проводится политика, направленная на разрушение исторической памяти, сужение и исчезновение жизненного пространства этноса. Социальный статус лезгинского языка на территориях компактного проживания лезгин и в Дагестане, и в Азербайджане остаётся неопределённым и не подтверждён реальными шагами ни со стороны суда, ни со стороны администрации. Степень представленности лезгин в высших органах власти ниже, чем их доля в составе населения регионов. Но несмотря на всё это, лезгины сумели сохранить язык и культуру. Более того, дешифровка письменности Кавказской Албании и археологические раскопки в Азербайджане и Дагестане однозначно доказывают, что лезгины являются прямыми потомками кавказских албан. В новейшей истории впервые актуальные проблемы истории и культуры лезгин обсуждались в Институте этнологии и антропологии РАН в марте текущего года. На специальном заседании "круглого стола" была одобрена и поддержана исследовательская программа "Лезгинский народ", направленная на изучение, сохранение и распространение информации по истории и культуре лезгинского народа — одного из древнейших народов Кавказа и России. В качестве перспективных направлений лезгиноведческих исследований рекомендовано начать работу над составлением учебников для средних школ по истории, этнографии и культуре лезгин, орфографического словаря, грамматики лезгинского языка, учебника лезгинской литературы. Поэтому считаем необходимым оказание финансовой поддержки со стороны государства в реализации программы "Лезгинский народ". Вызывает озабоченность функционирование лезгинского языка в сфере образования и воспитания, культуры и в СМИ. Представляется целесообразным поддержать рекомендации соответствующим министерствам двух стран разработать и принять программы подготовки кадров для этих сфер.
Разделённость госграницей порождает дополнительные проблемы в торгово-экономической, образовательной (в Азербайджане и Российской Федерации разная письменность) сферах, усложняются родственные и семейные связи, возникает угроза сохранению этнической идентичности. В случае ухудшения межгосударственных отношений лезгины оказываются заложниками ситуации. В целях минимизации таких рисков хотелось бы от имени участников "круглого стола" обратиться к руководителям двух государств с просьбой инициировать обсуждение вопроса о возможности заключения таможенного союза.
Для принятия адекватных законодательных мер по комплексному решению лезгинского вопроса считаем необходимым проведение мониторинга идущих на территориях компактного расселения лезгин этнополитических, социально-экономических и культурно-языковых процессов, проведение социологических опросов населения. На основании этого предлагаем соответствующим комитетам Государственной Думы провести парламентские слушания на тему "Правовые аспекты решения лезгинской проблемы" для обсуждения вопросов о правовом статусе разделённых народов Российской Федерации и соотечественников в странах СНГ и Балтии, о внесении изменений и поправок в закон о местном самоуправлении, касающихся особенностей осуществления местного самоуправления на приграничных территориях, предоставления права образования регионального муниципального округа, включающего в себя три и более сопредельных муниципальных района, состоящих из представителей одной этнической группы, о внесении в подготовленный к первому чтению законопроект нормы о приграничном сотрудничестве в пределах всех районов компактного проживания лезгинских народов, о передаче некоторых государственных функций региональным национальным округам, что способствовало бы формированию эффективной геополитики Российской Федерации в данном направлении.
Очевидно, принятие этих инициатив повлечёт за собой необходимость внесения изменений и поправок в другие федеральные законы, например в закон о госгранице, о внешнеэкономическом сотрудничестве.
Хотелось бы обратиться к депутатам Государственной Думы — членам постоянной комиссии по работе с ПАСЕ с просьбой внести определение правового понятия "разделённые народы" в соответствующие международные правовые акты. Возможно, наличие такой нормы позволит облегчить решение сложных проблем разделённых народов.
Учитывая происходящие в межнациональной и межконфессиональной сферах события в Российской Федерации, отношение властей Азербайджана к лезгинским этнокультурным и этнополитическим проблемам, представители лезгинской интеллигенции, озабоченные судьбой собственного народа, обязаны разработать долгосрочные ориентиры и предложить их собственному народу, властям Российской Федерации и Азербайджана, привлечь внимание к лезгинскому вопросу соответствующих институтов ПАСЕ, ЮНЕСКО и ООН. В частности, следует обратиться в комиссию ПАСЕ по культуре с просьбой о проведении специального совещания на тему "Состояние лезгинской культуры, перспективы проведения совместно с ЮНЕСКО идентификации памятников культуры лезгин на территориях их исторического расселения", а также обратиться к соответствующим органам власти Российской Федерации, Кипра и Азербайджана с просьбой об оказании содействия в организации перезахоронения праха Хаджи-Давуда на исторической родине.
К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями раздувания беспочвенных спекулятивных антилезгинских кампаний, которые не отвечают интересам стабильности в регионе. На самом деле решение лезгинского вопроса, во всяком случае с учётом изложенных пожеланий, даёт возможность Российской Федерации усилить миросозидательный геополитический фактор, даёт лезгинам систему местного самоуправления в виде округа с полномочиями по формированию геополитики, а Азербайджанская Республика, предоставляя лезгинам аналогичные права, приобретает постоянного союзника в лице Российской Федерации.
Относительно возможного принятия федеральной целевой программы "Лезгины" хочу сказать следующее. Прежде всего такая программа должна содержать этнополитические и этнокультурные мотивы. Принимая во внимание эффективность реализации прежних программ по социально-экономическому развитию Южного Дагестана, степень коррупции, принципы подбора кадров, считаю необходимым включить все предложения экономического характера в существующую ФЦП, при этом определить механизмы общественного контроля. Считаю также необходимым обратиться к руководителю Южного федерального округа с просьбой рассмотреть вопрос о создании управления по Южному Дагестану с. полномочиями по геополитике, решению этнополитических проблем лезгин.
Председательствующий. Спасибо.
Подведение итогов круглого стола - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола