Выступление Керимова А. П.
Керимов А. П.Спасибо, Евгений Николаевич.
Уважаемые участники "круглого стола"! Разрешите от имени президиума Федеральной лезгинской национально-культурной автономии выразить благодарность за поддержку в проведении данного "круглого стола" председателю Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимову Евгению Николаевичу, работникам аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей.
Произошедшие за последние десять — пятнадцать лет глубокие изменения в организации государственной власти, государственного устройства вызвали в Южном Дагестане острейшие социально-экономические, политические проблемы, требующие безотлагательного решения. Игнорирование этих проблем чревато серьёзными последствиями для самого существования Дагестана. Значительную часть проблем, их остроту можно было бы снять, если бы некоторые республиканские власти не вели столь необъективную политику в отношении Южного Дагестана. Суть в том, что в нарушение исторической объективности во власти последние десять лет доминируют представители двух-трёх этнонациональных групп. Наиболее опасной характеристикой такого политического расклада явилось лоббирование этнонациональной политической элитой своих интересов во всех сферах жизни, особенно в экономической и кадровой. В основном это делалось за счёт ущемления интересов народов Южного Дагестана. Наряду с громкими декларациями правящей национальной политической элиты о том. что равенство, справедливость, учёт интересов всех народов являются фундаментальными нормами общественной и политической жизни Дагестана, на самом деле проводилась политика дискриминации народов Южного Дагестана во всех сферах жизни. Происходит выживание из кадрового состава представителей лезгинского народа, рутульского, агульского народов, да и самого азербайджанского народа тоже.
Узловым звеном взаимоотношений между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления является укрепление доходной базы бюджетов городов, районов и сёл. Именно в этих вопросах наиболее выразительно проявляется дискриминационный характер экономической политики правящей национальной политической элиты. Это касается прежде всего бюджетного финансирования, распределения кредитов, субсидий, инвестиций, финансирования строительства предприятий, дорог, электростанций и так далее.
О характере действий правящей национальной политической элиты по ослаблению позиций представителей лезгинских народов, сохранению своего доминирующего положения свидетельствует и вытеснение с руководящих постов представителей Южного Дагестана. За последние годы сменены десять первых лиц республиканских министерств и ведомств — представителей лезгинских народов (я не буду называть фамилии): министр образования, прокурор республики, постоянный представитель Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, руководители Роскомзема, антимонопольного управления и другие, перечень можно продолжить. Ранее в Дагестане во всех случаях при замещении руководящих должностей строго соблюдалась преемственность по национальному признаку. Почему же это золотое дагестанское правило в отношении лезгин и лезгинских народов не срабатывает?
Добившись серьёзного ослабления кадрового потенциала лезгинского народа на республиканском уровне, власти активно проводят работу по захвату властных рычагов города Дербента — исторической столицы Южного Дагестана. Об этом свидетельствует тот факт, что более десяти ведущих руководителей в этом городе назначены на должность — назначены, не избраны, и люди эти не являются представителями коренных народов Южного Дагестана.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что при катастрофической безработице в пограничных лезгинских районах кадры пограничных и таможенных служб в основном укомплектованы представителями других, некоренных народов. И получается, что среди контрактников пограничной службы всего 5 процентов приходится на представителей Южного Дагестана, 95 процентов — Севера, Амурской области, Дальнего Востока, Северного Дагестана. В руководстве крупных хозяйственных объектов Республики Дагестан (это объекты федерального значения), таких как ООО "Дербентстрой", Махачкалинский морской порт, ОАО "Дагэнерго", ОАО "Дагнефть", ОАО "Дагтазпром", ОАО "Дагсвязьинформ", Кизлярский и Дербентский коньячные комбинаты, Управление железной дороги, вообще нет ни одного лезгина или представителя лезгинских народов, а это бюджетообразующие хозяйствующие субъекты Республики Дагестан.
Как уже отмечалось, необходимо на государственном уровне принимать срочные экономические программы по снижению уровня безработицы в Южном Дагестане, так как безработица создаёт отток трудоспособного населения, наиболее активного населения, прежде всего лезгинского, за пределы республики. В связи с этим особую актуальность имеет Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Необходимо создать условия для возвращения лезгин на свою историческую родину. Но, как показывает реальная практика, в этом плане также есть много проблем. Многие лезгины, приехавшие на свою родину — в Южный Дагестан, сталкиваются с очень большими, а порой непреодолимыми преградами, которые ставят перед ними местная администрация и чиновники при оформлении регистрации, гражданства, прописки и уж тем более получении работы. Лезгины в Дагестане занимают первое место по миграции за пределы республики. Это происходит не от хорошей жизни.
Больше всего лезгин проживает в Тюменской области, почти 22 тысячи. Я спрашиваю: "Почему вы не живёте в прекрасных землях, на Каспийском море? Там всё есть, Бог всё дал". Отвечают: "Не можем получить статус беженца, статус вынужденного переселенца". Чем занимаются федеральные миграционные службы?! Мы не можем назвать ни одного лезгина, который имел бы статус беженца. Как будто лезгинские территории — запрет для лезгин.
Я думаю, так больше продолжаться не может. В сложившейся ситуации нужны принципиальные изменения. Я уверен, что лезгинский народ больше так жить не хочет, тем более его молодой кадровый корпус, его бизнес-элита. Они не согласны с таким образом жизни.
2006 год в Азербайджане объявлен Годом России, уже через месяц он заканчивается. Все вы знаете, что прошлый год был Годом Азербайджана в России. Правительство Дагестана не обращает никакого внимания на своих соотечественников — лезгин, аварцев, цахуров, представителей других народов, которые проживают в Азербайджане. Не проводятся никакие встречи, никакие культурные мероприятия. В Баку, как вы знаете, есть филиал Дагестанского госуниверситета. Мы радовались, когда открывали филиал, думали, там будут готовить педагогические кадры для этнических лезгинских и аварских школ. Вместо этого в университете работают факультеты юриспруденции, экономики и менеджмента. Лезгинам и аварцам, проживающим в Азербайджане, плевать на это! Кроме того, в Республике Азербайджан существует постоянное представительство Республики Дагестан, но абсолютно игнорируются все проблемы лезгин, аварцев в Азербайджане. Никакой работы не проводится по сохранению родных языков, культуры, обычаев. Должна же республика в отношении таких руководителей принять какие-то меры!
Лезгинскую общественность очень беспокоит тот факт, что весь переговорный процесс между Россией и Азербайджаном идёт без участия самого лезгинского народа, без участия его общественных институтов, без учёта его национальных интересов. Граница с Азербайджаном становится всё более жёсткой и закрытой, что очень осложняет отношения между родственниками, всеми лезгинами, проживающими по разные стороны границы. И это при том, что лезгинам федеральными органами не раз было обещано, что граница будет прозрачной, не будет никаких препятствий для общения лезгин, проживающих в России и Азербайджане.
Уважаемые участники "круглого стола"! Разделённость лезгинского народа негативно отразилась и отражается на его духовном развитии. Так получилось, что в настоящее время у лезгинского народа нет единой истории, крайне недостаточно полноценных и целостных исследований по истории и культуре. Один древний философ говорил: народ, лишённый своей истории, обречён на вымирание.
Как вы знаете, к лезгинской группе языков относятся в Южном Дагестане языки лезгин, табасаранов, рутулов, цахуров, а в Азербайджанской Республике удинов, хиналугов, крызов, будухов. Известные советские и российские учёные-кавказоведы Кушнарёв, Чебаношвили, Авдеев, Яновский в своих научных трудах доказали, что ранняя этническая история лезгин и народностей лезгинской группы связана именно с государством Кавказская Албания. Представители интеллигенции некоторых народов Кавказа и сотрудники Дагестанского научного центра Российской академии наук начали приватизировать древнюю историю лезгинского народа, кое-кто на Кавказе хочет переписать нашу историю под себя. Есть даже попытки представить историю лезгин как общедагестанскую. Получится почти то же самое, что произошло с легендарным танцем лезгинского народа. Помните, в советские времена был грузинский народный танец лезгинка? Почему-то лезгины грузинский танец создали. А сейчас уже весь Дагестан говорит, что лезгины — братья, поэтому пусть это будет общедагестанский танец. Я в десятках статей читал, что лезгинка — общедагестанский танец. Все дагестанские народы 500 лет назад собрались, каждый по одной ноте написал, и в итоге получилась лезгинка!
Мы должны очистить древнюю историю лезгинского народа от искажений со стороны нечистоплотных политиков. С этой целью предлагается создать редакционный совет из авторитетных учёных из академических и вузовских учреждений Российской Федерации для создания объективного научного труда по истории лезгинского народа.
Уважаемые участники "круглого стола"! Я хотел бы в проект рекомендаций данного "круглого стола" внести некоторые мои предложения.
Первое. В рамках реализации национального проекта "Развитие агропро-мышленного комплекса" восстановить заводы по разведению рыб на территории Магарамкентского района Республики Дагестан.
Второе. Правительству Республики Дагестан выделить земельные участки в городе Дербенте и Дербентском районе под строительство жилья для соотечественников-лезгин, желающих вернуться на историческую родину. В рамках реализации национального проекта "Образование" Министерству образования и науки, Правительству Российской Федерации выделить определённую квоту в вузах Российской Федерации для абитуриентов — представителей лезгинских народов с Северного Кавказа и из стран СНГ. Разработать программу по подготовке специалистов по филологии, истории, археологии, мифологии и культурному наследию лезгин и лезгино-язычных народов в системе образования Российской Федерации.
Третье. В области внешней политики. Рассмотреть вопрос о назначении советником посла Российской Федерации в Азербайджанскую Республику представителя лезгинского народа. Открыть консульство Российской Федерации в городе Кусары Азербайджанской Республики, где компактно проживают лезгины. Предусмотреть наличие лезгинских мероприятий в рамках проведения Года России в Азербайджане.
Четвёртое. Общественной палате Российской Федерации провести общественные слушания по проблемам экологии, социально-экономического развития Южного Дагестана, проблемам лезгин и трансграничных связей.
Пятое. Федеральному Собранию Российской Федерации подготовить законопроект о правовом статусе разделённых народов — русских, лезгин, осетин.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Я думаю, что мы все предложения изучим. Я не знаю, как быть с предложением дать Общественной палате поручение изучить, провести и так далее. Валерий Александрович присутствует здесь, наверное, он сделает выводы.
Что касается вопроса о правовом статусе разделённых народов, я, как председатель комитета, не взялся бы так, с ходу, за решение этого вопроса. Если у вас есть совместные с учёными наработки, давайте, я готов и группу создать, и поработать в этом направлении. Но так просто записать и решить этот вопрос... это невозможно.
Всё, что касается производственных вопросов, — я думаю, что многие из них закономерно поставлены, — их можно рассмотреть и внести в рекомендации. Не случайно я назвал, представители каких министерств присутствуют, потому что мы к ним обратимся, мы с ними ещё посоветуемся, как дипломатично обратиться в адрес МИД Российской Федерации и в адрес МИД Азербайджана для решения ряда вопросов.
И конечно, кто Арифа Пашаевича не знает, может подумать, что его выступление — это гром среди ясного неба. Такие выражения, как "дискриминационная политика", я бы осторожнее употреблял.
Наш "круглый стол" собрался для того, чтобы проанализировать ситуацию и выдать рекомендации. Мы договорились, что в проект рекомендаций запишем вопрос о подготовке кадров, о должном представительстве во власти, чтобы люди на местах читали и видели, что "круглый стол" даёт полезные рекомендации.
Но с одним тезисом позвольте не согласиться. Я Дагестан хорошо знаю, курировал его из центра в середине 80-х годов. Тогда, помню, был введён закон о борьбе с тунеядством, так по нему четверть населения Дагестана можно было посадить в тюрьму, потому что четверть населения Дагестана действительно не работала. А по закону, если три месяца не работаешь, тебя объявляли тунеядцем и наказывали. Тогда мы другой вывод сделали: главное — людям негде работать, нужны рабочие места. И после глубокой проработки вопроса вышло постановление Правительства Российской Федерации о создании дополнительных рабочих мест в Республике Дагестан. И если кто-то не помнит этот период, то я напомню: в течение года-полутора было заложено три завода и построен 21 филиал. Поэтому когда мы говорим об экономических проблемах высокогорных районов, то надо предлагать и их решение. Я понимаю, что здесь происходит: рынок идёт вперёд, а в зоне Северного Кавказа рыночные отношения не так чётко отработаны, как в Москве. Здесь самые большие трудности. И вы прекрасно понимаете, о чём идёт речь.
Хотел бы ещё по одному тезису подискутировать. Ариф Пашаевич говорит о преемственности кадров только по национальному признаку. Позвольте, я не согласен. На первом месте всегда стояли профессиональные качества с учётом национальных особенностей. Да, я полностью согласен, что представительство народов должно соблюдаться в республике, но в первую очередь следует учитывать профессиональные качества.
Слово предоставляется Садыкову Союн Касым оглы — президенту Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев в России (АЗЕРРОС).
Выступает Садыков С. К. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола