Выступление Тишкова В. А.
Тишков В. А. Спасибо, Евгений Николаевич.
Мне кажется, это очень знаковое собрание сегодня здесь, в Государственной Думе, под эгидой вашего комитета, а два прозвучавших доклада в значительной мере избавили меня от необходимости говорить о том, о чём я планировал сказать.
Я хотел бы отметить вот такое очень отрадное, на мой взгляд, явление, когда крупные проблемы развития той или иной части нашей страны, тех или иных народов, проблемы сохранения культуры и другие поднимаются представителями самих этих народов. В частности, разговор о Южном Дагестане, о лезгинских народах всё-таки в значительной мере был инициирован общественными активистами именно из этой среды и поддержан некоторыми представителями деловых кругов, видимо, тоже выходцами из этой среды. И мы должны быть готовы объединить усилия государства, таких вот крупных общественных институтов, политических институтов и инициативу самих регионально-культурных или этнокультурных сообществ, где есть и интеллигенция, и представители бизнеса, и просто такие общественные подвижники.
То, что Южный Дагестан — это один из регионов древнейшей истории человечества, было совсем недавно ещё раз подтверждено в ходе экспедиций, организованных Российской академией наук, моим коллегой академиком Деревянко, выдающимся археологом, совместно с дагестанскими археологами. За последние два года были сделаны археологические открытия мирового значения, доказывающие, что именно этот регион, эта территория была вообще одним из первых мест заселения территории Земли, начиная с выхода первого человека из Африки.
Конечно, необязательно протягивать связующую нить от современных народов и культур в глубь тысячелетий, но сам факт, что это древнейшее место проживания человека, что здесь сохранились культурные останки, археологические памятники, а тем более выдающиеся памятники более позднего периода, периода Средневековья, накладывает большие обязательства на всех нас, и на Республику Дагестан, и на местные сообщества, — обязательства сохранять, развивать и демонстрировать эту культурную уникальность, это культурное величие всему остальному миру.
Это касается, конечно, и многоязычного населения с многообразием его традиций. Надо отдать должное, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук издал большой том "Народы Дагестана", кстати говоря, высоко оценённый всей мировой наукой. Может быть, стоило бы издать его большим тиражом, чтобы в каждой библиотеке Дагестана этот том был и чтобы люди могли им пользоваться в образовательных целях. Мы готовы и дальше продолжать исследования, организовывать экспедиции.
Система экспертиз очень важна, потому что одно дело — заявления, озабоченность, которую выражают население, активисты, другое — это то, что мы вместе с политиками и экспертным сообществом должны предложить пути решения проблем.
И вот здесь я бы назвал некоторые проблемы и меры, о которых нам есть смысл задуматься. Речь идёт не только о сохранении культуры, но, может быть, даже и о возрождении чего-то, что было утрачено в последние десятилетия или столетия, особенно это касается языков малых народов. Существуют определённые международные конвенции, налагающие обязательства в том числе и на нашу страну, обязательства сохранять это многообразие, особенно те малые культуры и языки, которые находятся под угрозой. Но речь идёт и о развитии, пусть это будет прежде всего культурно ориентированное развитие, чтобы не разрушалось, а сохранялось культурное многообразие. Нужно говорить о культурно ориентированной модернизации. Если модернизация будет происходить только на уровне центральных регионов или больших мегаполисов, мы проблему обустройства нашего народа в целом не решим. Поэтому отдалённые районы или трудные по условиям проживания районы, как, например, высокогорье или особенно арктические регионы с уязвимой средой, требуют особого внимания. Более того, существуют даже особые требования к правительствам, к бизнесу, особенно к международным корпорациям, ведущим хозяйственную деятельность, к примеру добычу нефти, газа, других ресурсов в тех районах, где существуют уникальные культурные традиции. И особенно это относится к уязвимым системам жизнеобеспечения, основанным, скажем, на рыболовстве или оленеводстве, как у арктических народов, или же на каких-то уникальных ремёслах и очень трудных видах скотоводства, которые есть на высокогорье. Кстати говоря, надо бы довести до сведения местных общий и местных властей Дагестана установки Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. а также положения ряда наших законов об особом правовом режиме, распространяющемся на те зоны, где добываются ресурсы, где природе и населению может быть нанесён ущерб, за который полагается компенсация, и где ущерб должен предотвращаться или минимизироваться (компенсация — это уже третья, последняя стадия). Об этом, конечно, местные общины и власти должны быть осведомлены. Без их голоса, без их позиции — чёткой и жёсткой, вплоть до обращений в суд, — самого высокого уровня корпорации никогда не будут особенно стараться соблюдать эти требования.
Вопрос развития связан, конечно, с очень сложными моментами. Мы до сих пор не решили проблему земли, земельной реформы в горных районах. Мы более или менее знаем, что делать с землёй в условиях рыночной экономики, обрабатываем равнинные аграрные угодья, а вот уже с альпийскими лугами высокогорья очень большие трудности. Есть опыт других стран, есть наши собственные традиции, и надо как-то эти вопросы решать. Я полностью поддерживаю идею какой-то программы или каких-то специальных мер по развитию высокогорных районов, поддержке населения, которое там проживает.
Есть момент, который не затронут ни в рекомендациях, ни в сегодняшних докладах, но я хотел бы обратить на него ваше внимание. Развитие народа, в том числе и сохранение национальной идентичности, культуры, языка, территориальной целостности, невозможно без должного представительства во власти, без должного самоопределения в рамках Российской Федерации или в рамках большого региона, как Дагестан, а также и без сильного местного самоуправления. Поэтому вопросы представительства во власти (речь идёт о народах Южного Дагестана) как на уровне Республики Дагестан, так и на уровне Российской Федерации, а также организации местного самоуправления на основе наших общих законов и некоторых традиций, которые существуют в Дагестане и которые могут быть инкорпорированы в общий федеральный закон, очень важны с точки зрения обеспечения правового многообразия и единого правового пространства. Единое правовое пространство наши юристы иногда понимают как одинаковое правовое пространство, а это совсем не так. Признанное многообразие, или разнообразие, — это и есть то самое единство правового пространства, без которого в нашей стране не обойтись. Поэтому вопрос о представительстве я бы специально изучил, это вопрос деликатный, хотя, конечно, не более деликатный, чем состояние здоровья или международные, геополитические вопросы, вопросы границ и так далее.
О проблемах культуры, языка и образования (здесь присутствует много специалистов, моих коллег, в том числе академик Гусейнов) я не буду говорить, но я бы обратил внимание только на одно. В вопросах культуры, культурно-образовательного комплекса мы должны преследовать как бы двойную стратегию: с одной стороны, сохранить традиции и то, что придаёт народам отличительность, определяет их идентичность, но, с другой стороны, не менее важны утверждение общероссийской идентичности, знание русского языка, общероссийских культурных норм, чтобы люди, рождающиеся в этой среде, при желании могли спокойно на территории всей страны найти приложение своим талантам, своим силам, могли получить образование в любом вузе, в который они будут способны поступить. Поэтому вопросы именно этой двойной стратегии необходимо держать в уме.
Есть ещё проблема, которая не затронута, проблема общероссийского контекста: невозможна здоровая и удовлетворяющая всех достойная жизнь людей. их деятельность как на местах, так и бизнес-деятельность за пределами Южного Дагестана, в других регионах Северного Кавказа или России, если не будет позитивного и доброго отношения всех россиян к представителям кавказских народов, дагестанцам, в том числе, естественно, к выходцам из Южного Дагестана. Поэтому нам нужно подумать о том, как знакомить россиян с уникальностью, культурным богатством Дагестана, его народов. Особенно уникальны ремёсла, о которых Евгений Николаевич упомянул, они могут составлять гордость всей нашей российской культуры, украшать жизнь и приносить нам радость. Это нужно всячески пропагандировать, включить во все культурно-образовательные программы, чтобы все россияне испытывали уважение, симпатию к дагестанцам, поддерживали и дагестанский бизнес, и дагестанскую культуру, были солидарны с республикой в каких-то трудных ситуациях.
Я не буду говорить обо всех мерах, но упомяну, что мы с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации начали реализацию проекта по созданию фильмов о народах Дагестана. Есть уже небольшой, на несколько минут, ролик как раз по лезгинскому проекту, на четыре минуты. Если Евгений Николаевич разрешит, можно будет посмотреть его сегодня.
И наконец, проблемы, связанные с геополитикой, и более узко — отношения России и Азербайджана в этом контексте. Я поддерживаю позицию, что Россия даже просто ради соблюдения международно-правовых норм обязана обеспечивать права человека, права меньшинств, тем более если речь идёт о правах людей, чья культура родственна нашей. У нас есть свои, российские азербайджанцы. И как бы ни не хотелось кому-то считать их нероссийским народом, у нас есть азербайджанцы и армяне, которые живут здесь десятилетиями, поколениями, веками. Вопрос непростой. Тема разделённого народа очень тонкая и, если можно так сказать, довольно провоцирующая. Поэтому нам нужно продумать развитие связей, в том числе трансграничные контакты, потому что у людей должна быть свобода коммуникации. Это первый момент.
Нам нужно проанализировать совместно с Азербайджаном или самостоятельно, если нет такой возможности, как соблюдаются базовые права и условия жизни этой части азербайджанского населения, этой части меньшинств. Я думаю, что здесь есть какая-то специфика. Может быть, действительно ассимиляция в Северном Азербайджане сильнее, чем в Южном Дагестане. Здесь нельзя с одной меркой подходить. Есть вопросы личных стратегий, того, как люди выбирают свою судьбу, в пользу чего принимают решение. Нам нужно просто знать эту картину более полно.
Наконец, я думаю, что эту проблему мы должны решать как бы на тройном уровне, чтобы все наши проекты, все наши программы не вызывали каких-то ненужных трений, опасений и так далее. Когда тот же Шахлар Санаев ознакомил меня с программой научных исследований, я сказал, что мы должны это делать на трёхсторонней основе: Москва — Махачкала — Дербент, что три административных, научных и культурных центра должны объединить свои усилия, это будет только к общей пользе. Кстати говоря, ЮНЕСКО приняла решение, и недавно в Париже премию за этот год в области содействия толерантности и ненасилию вручили городу Дербенту. Ваш покорный слуга тоже получил эту премию. Спасибо вам за это. (Аплодисменты.)
Председательствующий.Спасибо.
Валерий Александрович пример всем показал — уложился как содокладчик ровно в 15 минут.
Я предлагаю два предложения, которые высказал докладчик, включить в проект рекомендаций. Первое предложение связано с должным представительством во власти. Хочу сказать, Валерий Александрович, что в Дагестане всё посчитано с точностью до одного человека, и там знают, сколько лезгин, кумыков, аварцев и так далее переселились, куда переселились и кто пришёл на их место. Наверное, проблему здесь надо ставить шире и сказать о подготовке в целом кадров Южного Дагестана. И конечно же, нельзя забывать вопросы организации органов местного самоуправления, от них во многом зависит, как живут районы, что там происходит, какие инициативы исходят от них. А от Правительства Российской Федерации зависит, как субъекты финансируются. Сегодня в целом они в России финансируются по остаточному принципу: центр, субъекты. А пока до городов, районов дойдёт, остаётся минимум. Что же касается высокогорья, здесь, наверное, всё ещё сложнее. Давайте попробуем и это обозначить в рекомендациях.
Слово предоставляется Аликберову Аликберу Калабековичу. заведующему сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН. Пожалуйста, Аликбер Калабекович.
Выступает Аликберов А. К. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола