Выступление Смирновой С. К.
Смирнова С. К.Спасибо большое, Евгений Николаевич.
Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу выразить благодарность организаторам данного "круглого стола", потому что любая инициатива, которая касается народов Российской Федерации, исключительно важна. К сожалению, сегодня не так много структур на федеральном уровне, которые бы так внимательно относились к проблемам народов Российской Федерации. Наверное, сегодня единственный такой орган — Комитет Государственной Думы по делам национальностей, здесь очень внимательно относятся к вопросам, касающимся будущего народов Российской Федерации.
Евгений Николаевич, я от имени Ассамблеи народов России хочу выразить вам огромную благодарность, потому что ассамблея в вашем лице видит хорошего друга и партнёра. Когда мы рассматриваем вопросы лезгинского ли народа или любого другого народа Российской Федерации, мы понимаем, что речь идёт не о судьбе отдельного народа, а о судьбе Российской Федерации в целом, потому что сегодня Российская Федерация — многонациональное, полиэтническое государство и в будущем оно должно сохраняться таким же.
К сожалению, я вынуждена констатировать, что сегодня в Государственной Думе есть ряд депутатов, которые считают, что необходимо вообще назвать Российскую Федерацию моноэтническим государством. Тогда куда деваться лезгинскому народу или моему родному удмуртскому народу? А ведь мы исторически формировались как этнос, как нация именно на этой территории. Поэтому, безусловно, мы должны исходить из того, что все коренные народы Российской Федерации являются государствообразующими народами и, безусловно, судьба каждого народа должна находиться в поле зрения органов государственной власти.
Сегодня я представляю не только Ассамблею народов России, но и Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, поэтому вопросы, которые касаются социально-экономического развития Южного Дагестана и Дагестана в целом, также являются предметом нашего внимания и рассмотрения. Наш комитет участвует в том числе в рассмотрении раздела 11 федерального бюджета, где мы обсуждаем программы регионального развития. Сегодня существует Федеральный фонд регионального развития, который направлен именно на выравнивание уровней социально-экономического развития разных субъектов Российской Федерации. И конечно, очень важно, чтобы в программах социально-экономического развития были отражены и вопросы этнокультурного развития того или иного региона.
Ариф Пашаевич говорил в своём выступлении, что недостаточно выделяется средств для тех районов, где сегодня компактно проживают представители лезгинского народа. Я не знаю, специально это делается или нет, но мне действительно хотелось бы, чтобы мы не политизировали эти вопросы. Нужно очень внимательно проанализировать ситуацию и внести свои предложения, в том числе в Государственную Думу, в Министерство регионального развития, чтобы при рассмотрении этих программ интересы муниципальных образований, где проживает сегодня лезгинский народ, находили в них отражение. Но это работа ежедневная, кропотливая, которая требует действительно больших усилии.
Мы, безусловно, должны ждать и требовать от органов государственной власти особого внимания к проблемам того или иного народа, но в то же время я абсолютно убеждена, что огромная роль принадлежит институтам гражданского общества, общественным организациям. Сегодня существуют Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, другие национально-культурные объединения — это как раз те организации, которые пытаются решать вопросы национально-культурного развития своего народа. Валерий Александрович не сказал в своём выступлении, но вы знаете, что впервые в этом году был проведён конкурс на поддержку некоммерческих организаций. То есть сегодня государство впервые выделило в федеральном бюджете средства на поддержку разных проектов именно некоммерческих организаций. В этом году выделено 250 миллионов рублей, на будущий год намечено выделить уже полмиллиарда. Все национально-культурные автономии, национально-культурные объединения, в том числе в Дагестане, могут участвовать в этом конкурсе, который проводится Общественной палатой и федеральными округами, в том числе Южным федеральным округом, и предлагать свои проекты. В этом году разные организации могли получить средства уже в пределах 1 миллиона рублей, а это возможность издавать книги, поддерживать проекты, в том числе проект программы "Лезгинский народ", который курирует непосредственно Институт этнологии и антропологии РАН. То есть сегодня очень большая роль отводится общественным объединениям, и здесь, безусловно, нужно работать в совокупности с органами государственной власти и местного самоуправления.
Очень важный вопрос — представительство в органах власти и местного самоуправления. В этом смысле поддерживаю Валерия Александровича, я абсолютно убеждена в том, что самочувствие народа зависит в том числе от того, представлен ли он в органах власти. Мне кажется, что в рекомендациях можно было бы записать: Президенту и Правительству Республики Дагестан рассмотреть возможность придания тем муниципальным образованиям, где компактно проживают лезгинские народы, статуса национальных лезгинских районов. Сейчас, когда идёт объединительный процесс, когда появились Пермский край, новая Иркутская область и так далее, я предлагаю ввести особый статус этих районов. Это соответственно и финансирование, и сохранение языка, культуры, традиций этих народов, в том числе лезгинских народов.
В рекомендациях Федеральному Собранию, на мой взгляд, следует указать не только на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере связей с соотечественниками, но и нормативной базы в области межэтнических отношений, имея в виду, что уже готов законопроект об основах государственной политики в области межэтнических отношений, и очень хотелось бы, чтобы этот законопроект был принят Государственной Думой. Было бы здорово прописать это в рекомендациях.
И, конечно, очень хотелось бы, чтобы у нас на федеральном уровне всё-таки была отдельная структура, которая занималась бы вопросами этнокультурного развития народов Российской Федерации. При всём уважении к Министерству регионального развития следует отметить, что сегодня вопросы этнокультурного развития народов, к сожалению, не являются первостепенными в деятельности министерства. Сегодня Министерство регионального развития занимается ЖКХ, доступным жильём и так далее, а вопросы этнической самобытности народов, их сохранения и обустройства остаются где-то на втором плане.
Спасибо большое.
Председательствующий.Спасибо.
Я к одной проблеме, которую Светлана Константиновна затронула, очень осторожно отношусь и должен высказаться, — это проблема образования национальных районов. Вы помните, в нашей истории был такой период, когда по национальному признаку было образовано несколько тысяч населённых пунктов и десятки районов. Мы этот период проходили, и он себя не оправдал. Сегодня Конституцией Российской Федерации установлен принцип построения государства по национально-территориальному и административно-территориальному принципу, речь идёт о федеративном устройстве Российской Федерации, которое основывается на её государственной целостности.
И хочу сказать ещё об одном. У нас и в Государственной Думе есть вояки, которые готовы перекроить всю территорию России. Один говорит: сделаем двадцать губерний, другой — тридцать, третий — сорок. Подойдёт к карте, ручкой по карте проведёт — и готова новая Россия. Я задаю вопрос всем. В Конституции записано: в составе Российской Федерации двадцать одна республика, десять автономных округов, одна автономная область. Мы что, одним росчерком пера всё уничтожим? Нам что, сегодня конфликта в Чеченской Республике мало? Нам что, осетино-ингушского конфликта мало? Вы знаете, что произошло в Карачаево-Черкесии, где при нарезке округов 500 гектаров земли от одного округа перешло к другому. Чем закончилось? Демонстрацией, захватом Верховного Совета Республики, а потом вынуждены были образовать два национальных района. Мне бы хотелось, чтобы мы здесь очень деликатно подходили к этой теме.
Мы работаем без перерыва уже два часа и сорок минут. Давайте так: выступления до пяти минут, и прошу излагать главное, что необходимо внести в рекомендации.
Слова просит Османов Нариман Османович — ректор института "Юждаг" Республики Дагестан. Пожалуйста.
Выступает Османов Н. О. - Подробнее >>
Навигация заседания круглого стола:
Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича
Выступление Ректора института "Юждаг" Республики Дагестан Османова Наримана Османовича
Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича
Подведение итогов круглого стола