Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

Главное

Выступление Санаева Ш. Ф.

Санаев Ш. Ф. Уважаемые участники "круглого стола"! Я коротко буду гово­рить. Я исполнительный директор программы "Лезгинский народ". Проблема, которой посвящен наш "круглый стол", заключается в том, что лезгины на терри­тории своего исконного проживания оказались разделённым народом, разделён­ным госграницей, при этом лезгины не имеют ни политического, ни правового статуса. В этом загадка истории, и в некотором смысле в отсутствие условий для самовыражения лезгины оказались в положении политзаключённого.

          Существуют неоднозначные представления относительно истории лезгин, наблюдаются попытки её фальсификации со стороны части закавказской науч­ной элиты. Следует отметить, что в течение последних веков в отношении лез­гин проводится политика, направленная на разрушение исторической памяти, сужение и исчезновение жизненного пространства этноса. Социальный статус лезгинского языка на территориях компактного проживания лезгин и в Даге­стане, и в Азербайджане остаётся неопределённым и не подтверждён реальны­ми шагами ни со стороны суда, ни со стороны администрации. Степень представленности лезгин в высших органах власти ниже, чем их доля в составе насе­ления регионов. Но несмотря на всё это, лезгины сумели сохранить язык и культуру. Более того, дешифровка письменности Кавказской Албании и ар­хеологические раскопки в Азербайджане и Дагестане однозначно доказывают, что лезгины являются прямыми потомками кавказских албан. В новейшей ис­тории впервые актуальные проблемы истории и культуры лезгин обсуждались в Институте этнологии и антропологии РАН в марте текущего года. На специ­альном заседании "круглого стола" была одобрена и поддержана исследова­тельская программа "Лезгинский народ", направленная на изучение, сохране­ние и распространение информации по истории и культуре лезгинского наро­да — одного из древнейших народов Кавказа и России. В качестве перспективных направлений лезгиноведческих исследований рекомендовано начать работу над составлением учебников для средних школ по истории, этно­графии и культуре лезгин, орфографического словаря, грамматики лезгинского языка, учебника лезгинской литературы. Поэтому считаем необходимым оказа­ние финансовой поддержки со стороны государства в реализации программы "Лезгинский народ". Вызывает озабоченность функционирование лезгинского языка в сфере образования и воспитания, культуры и в СМИ. Представляется целесообразным поддержать рекомендации соответствующим министерствам двух стран разработать и принять программы подготовки кадров для этих сфер.

          Разделённость госграницей порождает дополнительные проблемы в торго­во-экономической, образовательной (в Азербайджане и Российской Федерации разная письменность) сферах, усложняются родственные и семейные связи, воз­никает угроза сохранению этнической идентичности. В случае ухудшения меж­государственных отношений лезгины оказываются заложниками ситуации. В целях минимизации таких рисков хотелось бы от имени участников "круглого стола" обратиться к руководителям двух государств с просьбой инициировать обсуждение вопроса о возможности заключения таможенного союза.

          Для принятия адекватных законодательных мер по комплексному решению лезгинского вопроса считаем необходимым проведение мониторинга идущих на территориях компактного расселения лезгин этнополитических, социально-эко­номических и культурно-языковых процессов, проведение социологических оп­росов населения. На основании этого предлагаем соответствующим комитетам Государственной Думы провести парламентские слушания на тему "Правовые аспекты решения лезгинской проблемы" для обсуждения вопросов о правовом статусе разделённых народов Российской Федерации и соотечественников в странах СНГ и Балтии, о внесении изменений и поправок в закон о местном са­моуправлении, касающихся особенностей осуществления местного самоуправ­ления на приграничных территориях, предоставления права образования регионального муниципального округа, включающего в себя три и более сопредель­ных муниципальных района, состоящих из представителей одной этнической группы, о внесении в подготовленный к первому чтению законопроект нормы о приграничном сотрудничестве в пределах всех районов компактного прожива­ния лезгинских народов, о передаче некоторых государственных функций регио­нальным национальным округам, что способствовало бы формированию эффек­тивной геополитики Российской Федерации в данном направлении.

          Очевидно, принятие этих инициатив повлечёт за собой необходимость внесения изменений и поправок в другие федеральные законы, например в за­кон о госгранице, о внешнеэкономическом сотрудничестве.

          Хотелось бы обратиться к депутатам Государственной Думы — членам по­стоянной комиссии по работе с ПАСЕ с просьбой внести определение правово­го понятия "разделённые народы" в соответствующие международные право­вые акты. Возможно, наличие такой нормы позволит облегчить решение слож­ных проблем разделённых народов.

          Учитывая происходящие в межнациональной и межконфессиональной сферах события в Российской Федерации, отношение властей Азербайджана к лезгинским этнокультурным и этнополитическим проблемам, представители лезгинской интеллигенции, озабоченные судьбой собственного народа, обяза­ны разработать долгосрочные ориентиры и предложить их собственному наро­ду, властям Российской Федерации и Азербайджана, привлечь внимание к лез­гинскому вопросу соответствующих институтов ПАСЕ, ЮНЕСКО и ООН. В частности, следует обратиться в комиссию ПАСЕ по культуре с просьбой о проведении специального совещания на тему "Состояние лезгинской культу­ры, перспективы проведения совместно с ЮНЕСКО идентификации памятни­ков культуры лезгин на территориях их исторического расселения", а также об­ратиться к соответствующим органам власти Российской Федерации, Кипра и Азербайджана с просьбой об оказании содействия в организации перезахоро­нения праха Хаджи-Давуда на исторической родине.

          К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями раздувания бес­почвенных спекулятивных антилезгинских кампаний, которые не отвечают ин­тересам стабильности в регионе. На самом деле решение лезгинского вопроса, во всяком случае с учётом изложенных пожеланий, даёт возможность Россий­ской Федерации усилить миросозидательный геополитический фактор, даёт лезгинам систему местного самоуправления в виде округа с полномочиями по формированию геополитики, а Азербайджанская Республика, предоставляя лезгинам аналогичные права, приобретает постоянного союзника в лице Рос­сийской Федерации.

          Относительно возможного принятия федеральной целевой программы "Лезгины" хочу сказать следующее. Прежде всего такая программа должна со­держать этнополитические и этнокультурные мотивы. Принимая во внимание эффективность реализации прежних программ по социально-экономическому развитию Южного Дагестана, степень коррупции, принципы подбора кадров, считаю необходимым включить все предложения экономического характера в существующую ФЦП, при этом определить механизмы общественного конт­роля. Считаю также необходимым обратиться к руководителю Южного феде­рального округа с просьбой рассмотреть вопрос о создании управления по Юж­ному Дагестану с. полномочиями по геополитике, решению этнополитических проблем лезгин.

 

 

Председательствующий. Спасибо.

 

 

Подведение итогов круглого стола - Подробнее >>

 

Навигация заседания круглого стола:

Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича

Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича

Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свобо­ды совести Тишкова Валерия Александровича

Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича

Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича

Выступление заместителя  начальника  отдела Межнациональных отношений Министерства ре­гионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича

Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича

Выступление президента Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС) Садыкову Союну Касым оглы

Выступление депутата Государственной Думы,  президента Ассамблеи на­родов России Смирновой Свет­ланы Константиновны

Выступление Ректора института "Юждаг" Республи­ки Дагестан Османова Наримана Османовича

Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической акаде­мии МИД России Семедова Семеда Абакаевича

Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича

Выступление первого за­местителя министра по национальной политике, информации и внешним свя­зям Республики Дагестан Ильясова Зикруллы Зияфдиновича

Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича

Подведение итогов круглого стола

Рекомендации круглого стола

 

Фотоальбом: Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана (круглый стол - 2006 год.)